2 Петра 2 глава

Второе соборное послание Апостола Петра
Cовременный перевод WBTC → Новый Библейский Комментарий

Cовременный перевод WBTC

1 Однако, были среди людей Божьих и лжепророки, как и среди вас будут лженаставники. Они будут высказывать пагубные мнения и отрицать Господа, Кто купил им свободу. Тем самым они навлекут на себя самих погибель.
2 И многие будут подражать им в вожделениях своих, из-за них оклеветан будет путь истинный.
3 В жадности своей они будут наживаться на вас через свои выдуманные учения. Погибель их неизбежна, ибо Бог давно осудил их.
4 Ибо Бог не пощадил ангелов, которые грешили, и сослал их в подземелья Тартара, чтоб они оставались там до суда.
5 Он не пощадил древнего мира, но защитил Ноя, который проповедовал праведную жизнь и был спасён вместе с семью, когда Он наслал потоп на мир, полный неблагочестия.
6 Он осудил на разрушение города Содом и Гоморру, обратя их в пепел и сделав примером того, что случится с нечестивыми.
7 Но Бог спас Лота, доброго человека, которого мучило бесстыдное поведение беззаконных.
8 Этот добрый человек, живя среди них день за днём, чувствовал, что его праведная душа изнывает от беззаконных поступков.
9 Знает Господь, как уберечь благочестивых от испытаний, и как сохранить неблагочестивых для испытаний до судного дня,
10 особенно тех, кто повинуется развратным страстям своей греховной натуры и не признаёт воли Божьей. Они хвастливы и упрямы, не боятся поносить славных ангелов,
11 хотя ангелы, превосходящие людей силой и мощью, не клевещут на этих лженаставников перед Господом!
12 Эти лженаставники поносят то, в чём невежественны. Они подобны неразумным животным, которые повинуются природе и рождены для того, чтобы их поймали или убили. И подобно этим животным, они также будут уничтожены.
13 Им воздается злом за зло, которое они причинили. Их представление об удовольствиях — повседневная роскошь. Они подобны скверне среди вас и предаются обманным удовольствиям, когда присоединяются к вам на ваших празднествах.
14 При виде женщины они думают только о прелюбодеянии, и не могут удержаться от такого греха, и склоняют к греху людей нестойких; их сердца приучены к стяжательству: они — дети проклятия.
15 Они сошли с истинного пути и отреклись от него, последовав по пути, избранному Валаамом, сыном Восора, который радовался плате, получаемой за неправедные поступки,
16 но обличён был в причинённом зле: ослица, не имевшая дара речи, заговорила человеческим голосом и предотвратила безумство пророка.
17 Эти лженаставники подобны безводным источникам и облакам, гонимым бурей. Для них сохранено место в самой кромешной тьме.
18 Они похваляются впустую и, взывая к желаниям человеческой греховной натуры, соблазняют тех, кто только начинает отходить от живущих в заблуждении.
19 Эти лженаставники обещают им свободу, но сами не свободны, ибо рабы пагубных привычек также, как человек — раб того, что подчинило его себе.
20 И если те люди, кто ушёл от мирской нечистоты, познав Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, теперь покорены и снова запутались в мирской нечистоте, то их положение ещё хуже, чем прежде.
21 Ибо для них было бы лучше и вообще не узнать пути истинного, чем узнать его и отречься от святой заповеди, данной им.
22 О том, что случилось с ними, сказано в пословице: "Пёс возвращается к своей блевотине", и ещё: "Как ни мой свинью, она всегда валяется в грязи".

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1−22 Мы должны проявлять бдительность по отношению к лжепророкам

Подчеркнув, как важно ожидать исполнения богодухновенных пророчеств, Петр теперь предостерегает против лжепророков, которые должны появиться. Это также часть учения Иисуса (напр.: Мк 13:22, 23). В данной главе прослеживается параллель с Иуд 4−18.

Ст. 1−3 Опасность, связанная с лжепророками. Лжепророки опасны, во-первых, потому, что их метод порочен и ведет к дискредитации веры; во-вторых, их учение полностью отрицает истину; в-третьих, они навлекут на себя и своих последователей скорую гибель.

Ст. 1. В народе. Судя по контексту, имеется в виду народ Божий ветхозаветной эпохи. Деятельность лжепророков отмечается во Втор 13:1−5; 3Цар 13:18; 22:5−23; Иер 5:13, 31; 6:13. Ложная природа учителей определяется содержанием их учения или их претензией на роль учителя. Вероятно, оба признака имеют место. Ереси: здесь в оригинале греч. hairesets, которое означает просто «избранная вера». В христианском словаре оно обрело смысл ложного верования, избранного добровольно (а не истинной веры, открытой Богом). Пагубные ереси: евр. идиома указывающая на пагубные последствия и для приверженца такой веры, и для ортодоксальных верующих. Господь: это относится здесь ко Христу (в англ.

«Владыка Господь», как и в Иуд 4), но в других местах относится к Богу: «Владыко» (Лк 2:29), Владыко Боже (Деян 4:24 и Откр 6:10). Искупившего: это слово отражает искупительный аспект деяний Христа (ср.: Мк 10:45 и 1Пет 1:18).

Ст. 2 Разврату: точнее — пути позора. Это слово в греч. оригинале стоит во множественном числе (см.: 1Пет 4:3 и соответствующее примечание к этому тексту). Лжеучителя заявляли, что знание превыше опыта, потому, утверждали они, образ жизни христианина не имеет значения, поскольку Благодать простит любой грех, независимо от его тяжести. Новозаветные писатели единодушно отвергали это мировоззрение. Словом путь обозначали в древности христианскую веру (см. в оригинале: Деян 9:2). В 1Пет 3:16 и 4:3−5 Петр отмечает, что за свое «доброе житие во Христе» христиане подвергаются осуждению. Здесь же он сокрушается по поводу того, что развратное поведение псевдохристиан может нанести урон истине.

Ст. 3 Из любостяжания. Это слово из области коммерции. Льстивыми (греч. plastoi, т. е. «пластичный», «гибкий», «приспособленный»): предназначенными польстить слушателям (1Фес 2:5). Не дремлет. Образный речевой оборот (ср.: NEB: «ждет их, бодрствуя, с открытыми глазами»). Воздаяние тому, кто понуждает другого совратиться с пути, может не быть скорым, но правосудие свершится, оно неотвратимо.

Ст. 4−10а Их осуждение. Петр более полно развивает тему ст. 3, останавливаясь на событиях истории народа Божьего и показывая, что замысел Бога о спасении и осуждении непреложен и воплотится в жизнь. Петр иллюстрирует это на примере Ноя и Лота, показывая, что Бог может спасти Свой народ и уничтожить его нечестивых современников. Удел павших ангелов предвещает окончательный суд, когда человечество, поднявшее мятеж против Бога, занявшееся самовосхвалением и отвергнувшее правление Божье, получит надлежащее возмездие. Приведенные три примера показывают также, как Бог наказывает за гордыню, неповиновение и разврат.

Примечания. Ст. 4 см. коммент. к Быт 6:1−4 и Иуд 6, где автор сосредоточивает внимание на причине падения ангелов. Адский мрак (см.: NIV mg): ад в греч. мифологии назван словом «тартары», самая глубокая и страшная часть ада, специальное место для грешников, восставших против высшего божества. MS дает вариант gloomy dungeon («мрачная темница»), который является промежуточным между словом, обозначающим бездну, и другим словом (siros вместо seiros в греч.), которое имеет значение «веревка» или «цепь» (см.: NIV mg). Последнее ближе к Иуд 6. Эти образы заимствованы из апокрифов.

Ст. 5 О Ное: см.: Быт 6:8 — 9:28 и 1Пет 3:20, где также упоминается о восьми спасенных душах. Проповедника (греч. keryx, «глашатай»; см. примечание к 1Пет 3:19). Это слово позволяет полагать, что миссия Ноя состояла в том, чтобы призвать своих современников к покаянию. В одном из апокрифов (Книга Юбилеев) описывается проповедническое служение Ноя.

Ст. 6 Иисус намекает на пример Содома и Гоморры (Быт 18:16 — 19:28) в Мф 10:15; 11:23, 24; Лк 17:29.

Ст. 7 Быть развратными: прямое следствие нежелания прислушаться к голосу Божьему, а тем самым полная свобода жить без принципов, потворствуя собственным грешным устремлениям.

Ст. 8 Мучился: первоначально этот глагол в греч. означал «свидетельствовать», «испытываться на верность». Богобоязненные люди, живущие в безбожном мире, должны быть готовы к испытаниям, к проверке истинности своей веры.

Ст. 9 То конечно — естественный вывод о том, что Господь знает, как поступить с нечестивыми, беззаконниками (включая и лжеучителей, которые упоминаются в ст. 1−3) в день суда. Прежде чем сделать такой вывод, Петр на этих примерах подчеркивает милосердие Бога и Его способность избавить благочестивых от искушения. Этот аспект в Иуд. отсутствует. Избавлять от искушения, см.: 1Пет 1:6, 7; 5:10.

Ст. 10б-22 Их характер. Здесь апостол подчеркивает опасное влияние этих людей, более полно раскрывая их истинную природу. Они высокомерны (10−12), безнравственны (13), порочны (14) и алчны (14б— 16). Он осуждает их по трем пунктам: речи их могут звучать здраво и привлекательно, но они лишены сути (17); они делают упор на чувственные удовольствия, стремясь увести новообращенных христиан снова на мирской путь (18), и это губительный путь, поскольку «свобода», которую они предполагают, ведет лишь к узам греха (19). В этом отрывке использованы сложные и не свойственные автору речевые обороты, когда он нагромождает слова, стремясь усилить впечатление о ненормальности их поведения. В современном мире такого рода учение сопоставимо со знакомыми нам течениями, которые можно объединить под эгидой «Нового века».

Примечания. Ст. 10а Вслед скверных похотей плоти: аналогичная по смыслу фраза в Иуд 7 связывает это с осуждением греха содомии. Начальства, греч. kyriotes («господство»), вполне естественно может соотноситься с господством Христа (ср.: 1Пет 3:15). В другом варианте, если это относится к небесным существам, которые упоминаются далее, то «начальства» могут быть из иерархии ангелов, как, возможно, и в Еф 1:21 и Кол 1:16.

Ст. 10б Дерзки: указывает на дух, который не учитывает последствий для себя или других. Своевольны (букв, «восхваляющие себя»): описывает состояние человека, эгоцентричного, настолько сосредоточенного на собственных устремлениях, что он не принимает в расчет ничего другого. Высших (в смысле небесных созданий): может относиться к ангелам (см.: примечание к ст. 10а), которых лжепророки могут опорочить, как в свое время жители Содома попытались осквернить ангелов, пришедших в дом Лота (Быт 19:1−26). В другом варианте, они могут использовать пример павших ангелов из Быт 6:1−4 в качестве иллюстрации поведения, типичного для всех ангелов.

Ст. 11 Ангелы, в противовес этому, имеют право жаловаться Богу на поведение таких высокомерных смертных, но не делают этого. Это может относиться к событию, описанному в Иуд 9.

Ст. 12 Поскольку такое поведение безрассудно и напоминает поведение бессловесной скотины, то и их достоинство не выше животных, которые предназначены быть в итоге уничтоженными (см.: Иуд 10). Петр подчеркивает невежество тех, кто критикует христианский образ жизни. Истребятся (букв, «будут уничтожены в своем истреблении»): можно перевести так или как описание последствий развращения, которое они допустили в своей жизни (ср.: J. В. Phillips, «несомненно будут уничтожены в своем растлении».

Ст. 13 Они получат возмездие: (букв, «они получат по заслугам») в оригинале игра слов. Грех привлекает обещанием удовольствий, но погрязший в нем убедится в итоге, что радости он не достиг. Удовольствие во вседневной роскоши (повседневные удовольствия), т. е. оргии средь бела дня, беспутный образ жизни. Для христианина день — время для работы (ср.: Ин 9:4; Рим 13:13; 1Фес 5:7, 8). Срамники и осквернители: т. е. люди бесчестные и порочные. Выражение «без пятна и порока» встречается в Новом Завете при описании характера Христа и Его церкви (см., напр.: Еф 5:27). Наслаждаются (от греч. apatais): этим словом описываются греховные наслаждения. В некоторых MSS здесь стоит слово agapais («вечери любви»; см.: NIV mg), которое встречается в Иуд 12. В 1Кор 11 говорится, что такие вечери любви превращались просто в заурядные пирушки.

Ст. 14 Глаза... исполнены любострастия: краткое изречение, означающее тех, «кто с вожделением смотрит на женщину, с которой хочет вступить в развратную связь». В переводе Филлипса это звучит так: «Их глаза не могут смотреть на женщину без вожделения». Им не достаточно согрешить самим, они должны «прельстить» и других, т. е. совратить их с пути истинного (ср.: Рим 1:32).

Сыны проклятия (букв, «дети проклятия») — евр. идиома (ср.: 1Пет 1:14). Они отвергли Христа, Единственного, кто мог искупить их, освободив от проклятия.

Ст. 15, 16 Валаам — классический пример лжеучителя, который уводит людей с праведного пути. В Чис 22−24 показано, как Валаам тратил время, чтобы пророчествовать против Израиля в угоду Валаку. В конце, после неудачных словесных попыток погубить Израиль, он стремится сделать это в моральном плане (Чис 31:16; ср.: 25:1−9; Откр 2:14). Валаам — прототип лжеучителя, который ищет награды или популярности, убеждая людей в том, что нужно снизить высокие требования Бога. Петр здесь расширяет пример, который приводится в Иуд 11. Поведение Валаама называется безумным, потому что оно противоречит здравому смыслу.

Ст. 17 Безводные источники: создают обманчивое впечатление наполненности. Слово мглы может относиться к непостоянству лжеучителей: их учение колеблется под действием разных веяний (ср.: Еф 4:14). Эта фраза может также указывать на их неспособность оросить «освежающим дождем», который они обещают излить, или на нечто, лишенное смысла и лишь заслоняющее свет. Мрак вечной тьмы: это образ адского мрака (см.: ст. 4).

Ст. 18 Надутое пустословие (пустое хвастовство): эти словом обозначают того, кто пытается представить себя большим, чем есть на самом деле. Уловляют (в ст. 14 то же слово переведено как «прельщают»). Лжеучителя часто прельщают своим учением новообращенных, которые еще не укоренились в вере.

Ст. 19 Эти учителя освобождают от обязательств служить Христу и возрастать в Нем (ср.: 1:3−11). Поступая так, они упускают из виду, что такого рода свобода возвращает к узам прежнего греха (ср.: Рим 6 и Ин 8:31−36).

Ст. 20 Этот стих относится либо к учителям, либо к их жертвам, а возможно, и к тем, и к другим. см. примечание к слову «познание» в 1:2. Хуже может относиться к словам Иисуса в Мф 12:45 и Лк 11:26, хотя иногда здесь усматривают связь с Лк 12:47, 48.

Ст. 21 Лучше бы: вследствие того, что отвергли пути Божьи во Христе, у них нет пути спасения (ср.: Евр 6:4−8; 10:26−31). Пути: см. коммент, к ст. 2. Правды: здесь подчеркивается нравственный результат следования за Христом.

Ст. 22 Первая пословица встречается в Прит 26:11, а вторая, вероятно, взята из внебиблейского источника — древней истории Ахикара (History of Ahikar). He исключено, что Петр также имеет в виду Мф 7:6.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.