1 Фессалоникийцам 5 глава

Первое послание Фессалоникийцам
Cовременный перевод WBTC → Новый Библейский Комментарий

Cовременный перевод WBTC

1 Братья, мне нет необходимости писать вам о времени и сроках,
2 ибо вы сами очень хорошо знаете, что день второго пришествия Господа придёт неожиданно, словно вор в ночи.
3 Когда говорят: "Всё мирно и спокойно", вдруг настигает их погибель, словно муки родовые беременную женщину, и не смогут они убежать от этого!
4 Но вы, братья, не пребываете во тьме, и день тот не застанет вас врасплох, подобно вору,
5 ибо все вы принадлежите дню и свету. Мы не принадлежим тьме или ночи.
6 Итак, не будем спать, как остальные, а будем бодрствовать и владеть собой.
7 Ибо те, кто спит, спят по ночам, и те, кто напивается, напиваются по ночам.
8 Мы же, принадлежащие свету, да будем владеть собой. Защитим себя кольчугой веры и любви и наденем шлем надежды на спасение.
9 Ибо Бог избрал нас не для того, чтобы терпели мы гнев Его, а чтобы к нам пришло спасение через Господа нашего Иисуса Христа,
10 Который умер за нас, чтоб могли мы жить вместе с Ним, живы мы или мертвы.
11 Так ободряйте же и духовно укрепляйте друг друга, как вы делаете это сейчас.
12 Но мы просим вас, братья, уважать тех, кто трудится среди вас, направляя и наставляя вас в Господе.
13 Любите же их и относитесь к ним с величайшим уважением за труды их. Живите в мире друг с другом.
14 И мы побуждаем вас, братья: укоряйте праздных, утешайте боящихся, помогайте слабым. Будьте терпеливы со всеми.
15 Следите, чтобы никто не платил злом за зло. Всегда стремитесь делать добро друг другу и всем вокруг.
16 Радуйтесь постоянно.
17 Молитесь непрестанно.
18 Благодарите Бога в любых обстоятельствах, как хочет Бог ото всех, кто во Иисусе Христе.
19 Не гасите Духа Святого.
20 Перестаньте относиться с презрением к пророчествам
21 и привыкайте подвергать всё испытанию, чтобы удостовериться, что это действительно от Бога, придерживайтесь добра
22 и сторонитесь всякого зла.
23 И пусть Сам Бог, источник мира, сделает вас святыми, беззаветно преданными Ему, и пусть всё в вас — и дух, и душа, и тело — будет безупречно, когда придёт Господь наш Иисус Христос.
24 Тот, Кто призывает вас, сделает это для вас, доверьтесь Ему.
25 Братья, пожалуйста, молитесь и за нас.
26 Приветствуйте всех братьев поцелуем святым.
27 Я заклинаю вас Господом прочитать это письмо всем братьям.
28 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами.

Новый Библейский Комментарий

5:1−5 Следующий вопрос о втором пришествии связан с беспокойством фессалоникийцев по поводу того, что они могут не успеть подготовиться к этому событию (не будут ли они застигнуты врасплох?). Поэтому от Павла ждут пояснений о том, когда произойдет пришествие и сопутствующие ему события. Павел ответил, что об этом нет нужды писать сверх того, что он уже проповедовал им, а именно: день Господень (ср.: «день, когда Сын Человеческий явится»; Лк 17:24, 30) своей неожиданностью и нежелательностью сравним с приходом ночного грабителя, как говорил об этом Иисус (Мф 24:43; Лк 12:39−40). Люди могут думать, что они в безопасности, и ничто не угрожает их земному существованию, но тогда внезапно постигнет их пагуба (ср.: Лк 21:34). Здесь Павел повторяет то, о чем предупреждал Иисус. Но он хочет подчеркнуть прежде всего, что это грозное предупреждение касается только неверующих. Представление о дне Господнем ассоциируется не только с наказанием, но и со светом, который символизирует Божественное откровение и праведность. Верующие уже живут в свете; они больше не пребывают во тьме греха и неведения. Поэтому день Господень не будет для них лучом прожектора, выявляющим грехи, совершенные под покровом ночи, и заставляющим прятаться и спасаться бегством. Напротив, они будут приветствовать яркий свет этого дня и не станут вести себя как застигнутые врасплох, так как не буд>т совершать поступков, заслуживающих наказания.

Ст. 6−11 Тем не менее даже верующие подвергаются искушению жить как неверующие. В таком случае им нужна не информация о времени наступления этого дня (в несбыточной надежде на то, что в последнюю минуту они успеют привести свою жизнь в порядок), а строгое повеление жить так, как приличествует сынам света. В отличие от неверующих, которые ночью спят или пьянствуют, они должны бодрствовать и быть готовыми к встрече с Господом. В сущности, они должны уподобиться воинам, стоящим на страже и вооруженным (продолжает сравнение Павел) тремя главными христианскими добродетелями (см.: 1:3). В данном контексте наиболее важна надежда спасения, которая зиждется на убеждении, что верующие предназначены не для Божьего гнева, который ожидает грешников, а для спасения, понимаемого прежде всего как избавление от будущего гнева. Возможность спасения была обусловлена смертью Иисуса за них. Здесь Павел не объясняет, каким образом она привела к такому результату, но в других местах ясно показывает, что Иисус взял на Себя их грехи и претерпел за них наказание (Рим 3:24−26; 2Кор 5:19−21). Следовательно, они будут жить вместе с Ним, и это относится не только к праведным верующим, которые будут живы в момент Его пришествия, но и к тем, кто умер, веруя в Христа. Имея такую надежду, читатели послания должны ободрять и увещевать друг друга, делая все, что может способствовать укреплению их веры.

5:12−24 Наставления о церковной жизни

На первый взгляд, третий раздел послания представляет собой наставление читателей о совместной жизни в церкви. Подобные наставления Павел давал и другим церковным общинам (см., в частности: Рим 12), но здесь он подразумевает конкретную ситуацию в Фессалонике. В этом наставлении можно выделить пять частей (12; 13; 14; 15; 16−18; 19−22), которые завершаются молитвой (23, 24).

Ст. 12, 13 Первая часть посвящена отношению церкви к своим руководителям. Павел называет их просто «трудящимися» (позднее появились такие слова, как пресвитеры, епископы и дьяконы). То, чем они занимались, было нелегким делом (выражение, применявшееся по отношению к христианской работе не только Павлом и миссионерами, но и местными церковными лидерами). Они были предстоятелями общины в Господе — выражение, означающее некие властные полномочия или заботу и попечение (особенно если это были зажиточные граждане, которые жертвовали свои средства на общину; ср.: Рим 16:1, 2), — и наставниками тех, кто нуждался в руководстве. Таким образом, власть в церкви принадлежала им, и подчиненным этой власти следовало напомнить о необходимости признавать статус руководителей и проявлять к ним уважение и любовь. Призыв будьте в мире, вероятно, указывает на угрозу каких-то разногласий между руководителями и остальными верующими.

Ст. 14 Возможно, эти разногласия были связаны с потребностью некоторых членов общины в духовном руководстве. Примечательно, что Павел призывает заботиться об остальных членах общины не только руководителей, но и всю церковь (обратите внимание на обращение братия в ст. 14). Вероятно, Павел имеет в виду какую-то группу внутри церкви, члены которой нуждались в руководстве, но не прислушивались к нему. Это были бесчинные (в NIV — «праздные»; обычно это слово указывает на неорганизованность, но может относиться и к праздности, особенно в данном контексте; см.: 4:11; 2Фес 3:6−13). Малодушные — это, вероятно, подверженные унынию люди, к которым обращен фрагмент 4:13 — 5:11. Слабыми, очевидно, названы те, кто был не в силах противостоять одолевавшим их невзгодам и искушениям; они нуждались в том, чтобы кто-то был рядом с ними и поддерживал их. Оказывающим помощь требовалось долготерпение, чтобы совладать со странностями этих людей и даже с их сопротивлением всякой помощи.

Ст. 15 На то, что в церкви имел место обычай воздаяния, указывает следующая заповедь: не отвечать злом на зло, а всегда проявлять доброту, даже если с вами обошлись несправедливо. Заметим, что эта заповедь распространялась на всех, а не только на верующих. Такое отношение выходило за рамки моральных представлений того времени и было специфически христианским (Рим 12:17, 19−21; 1Пет 3:9; ср.: Мф 5:38−42, 43−48).

Ст. 16−18 В перечне лаконичных повелений изложены основные принципы христианской жизни. Они имеют самый общий характер и приложимы к любой группе верующих. Радость христиан обоснована и осведомленностью о спасении, и упованием на будущие деяния Бога, но они должны выражать эту радость; открытое выражение радостных чувств уместно и желательно. Кроме того, христиане должны молиться — здесь, вероятно, подразумеваются просьбы к Богу, поскольку следующая заповедь посвящена необходимости быть благодарными. Общая черта этих трех заповедей — упор на постоянство исполнения в любых обстоятельствах; это не означает, что, например, молиться верующий должен непрерывно, но предполагает, что он будет делать это часто и регулярно. Возможность такого образа жизни, добавляет Павел, предусмотрена Богом; Ему угодно, чтобы верующие были радостны, благочестивы и благодарны, и Он дал им возможность быть такими.

Ст. 19−22 Следующая группа заповедей посвящена Духу и Его дарам. То, о чем подробно говорится в 1 Кор. 12−14, здесь изложено кратко. Могущественный и деятельный Дух уподобляется огню (ср.: Рим 12:11; 2Тим 1:6). Дары Духа использовались в служении, но кое-кто пытался этому препятствовать (мы не знаем, каким образом), и это неправильно. В частности, Павел указывает на необходимость ценить высказывания пророков. Возможно, фессалоникийская церковь имела неудачный опыт в этой области (ср.: 1Ин 4:1−3) и, вместо того чтобы научиться отличать истинные пророчества от ложных, вообще запретила эту деятельность. Церковь должна все испытывать, то есть оценивать высказывания пророков (1Кор 12:10; 14:29). Из всего того, о чем говорят пророки, церковь должна держаться хорошего и отвергать дурное. (Ст. 21, 22 можно истолковать и в более широком смысле, но в данном контексте они относятся именно к пророчествам.)

Ст. 23, 24 В заключение Павел молится за своих читателей (ср.: 3:11−13). Сам Бог заботится о них. Он — источник духовного блаженства, определенного здесь как мир, и потому необходимо молиться, чтобы Он освятил верующих во всей полноте. Павел имеет в виду некий непрерывный процесс, в результате которого Господь, когда бы Он ни пришел, найдет Свой народ во всей целости и без порока. Дух, душа и тело означают три аспекта человеческого существования: отношения с Богом, человеческую личность и тело, посредством которого человек действует и выражает себя. Несмотря на то что христианская жизнь требует определенных усилий, в конечном счете она зависит от Самого Бога, Который верен. Верующие в Него надеются, что Он сохранит их до самого конца, — и у них есть все основания полагаться на Его верность.

5:25−28 Заключительные просьбы и пожелания

В древности письма обычно заканчивались личными просьбами и пожеланиями. Здесь они тесно связаны с христианской верой и свидетельством автора и получателей послания. Павел часто просит своих читателей молиться за его сотрудников и за него самого (2Фес 3:1, 2); это был один из способов участия новообращенных в его миссии; со своей стороны, миссионеры также зависели от такой поддержки. Читатели послания должны были приветствовать друг друга христианским знаком любви. Давая эту заповедь, Павел показывает, что, несмотря на разлуку с ними, он присоединяется к ним в этом приветствии. Лобзание было знаком любви и уважения, и никакого сексуального намека в этом слове нет.

Ст. 27 В этом месте Павел, вероятно, взял перо у своего секретаря и написал, что послание должно быть обязательно зачитано всем членам общины. Можно предположить, что послание было прочитано (вместо проповеди?) на общем собрании, как бы заменив Павла в его отсутствие. Павел хотел, чтобы его послание дошло до всех, кому оно было адресовано.

Ст. 28 Павел всегда завершал свои послания благословением, почти дословно повторяющим приветствие в начале письма. На смену обычному мирскому приветствию (Деян 15:29) пришло христианское пожелание, которое приводит нас к самому средоточию Евангелия — Иисусу, нашему Господу и источнику благодати.

I. Howard Marshall



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.