Откровение 16 глава

Откровение Иоанна
Cовременный перевод WBTC → Новый Библейский Комментарий

Cовременный перевод WBTC

1 И тогда услышал я, как громкий голос из храма сказал семи ангелам: "Идите и выплесните на землю содержимое семи чаш с Божьим гневом".
2 И ушёл первый ангел и выплеснул свою чашу на землю. И тотчас ужасные болезненные язвы осыпали тех людей, кто отмечен был печатью зверя и поклонялся его изображению.
3 И тогда второй ангел вылил свою чашу в море, и оно превратилось в кровь, подобную крови мертвеца, и всё живое в море умерло.
4 И тогда третий ангел вылил свою чашу в реки и источники, и обратились они в кровь.
5 И услышал я, как ангел вод сказал: "О Святой, Кто есть и был всегда, справедлив Ты в приговорах, которые вынес.
6 Ибо пролили они кровь Твоих святых и пророков, и дал Ты им пить кровь. Они заслужили это".
7 И услышал я, как у алтаря сказали: "Да, Господь Бог Всемогущий, Твои приговоры истинны и справедливы".
8 И тогда четвёртый ангел выплеснул свою чашу на солнце и разрешено ему было сжечь людей огнём,
9 и сгорели люди на великом огне. И хулили они имя Бога, в Чьей власти было мучить их, но не раскаялись и не восславили Его.
10 И тогда пятый ангел вылил свою чашу на престол зверя, и погрузилось царство зверя во мрак, и они кусали языки свои от боли.
11 Они хулили Бога Небесного из-за боли и язв своих, но не раскаялись в своих поступках.
12 И тогда шестой ангел выплеснул свою чашу в великую реку Евфрат, и воды её иссякли, чтобы подготовить путь царям с востока.
13 И тогда увидел я, как из пасти дракона, из пасти зверя и изо рта лжепророка вышли три нечистых духа, подобных лягушкам.
14 Это были духи бесовские, которые могли творить чудеса. Они отправились к царям всего мира, чтобы те собрались воедино для битвы в великий день Всемогущего Бога.
15 "Слушайте! Я нагряну неожиданно, подобно вору. Блаженны те, кто бодрствует и держит под рукой свою одежду, чтобы не пришлось ему выбежать нагим и чтобы не увидали люди его срамные места!"
16 И собрали они царей в том месте, которое по-еврейски называется Армагеддон.
17 И тогда седьмой ангел выплеснул свою чашу в воздух, и громкий голос раздался от престола в храме, сказавший "Свершилось".
18 И засверкали молнии, и раздались раскаты грома, и случилось великое землетрясение. Такого сильного землетрясения не случалось за всё время с тех пор как человек появился на земле.
19 Великий город раскололся на три части, и пали города языческие. Бог вспомнил о великом Вавилоне и наказал его и дал ему испить чашу Своего яростного гнева.
20 Исчезли все острова, и не осталось гор.
21 Огромные градины, каждая весом в талант, упали с неба на людей, и прокляли люди имя Божье из-за этого града, ибо бедствие это было ужасно.

Новый Библейский Комментарий

16:1−21 Описание судов, связанных с чашами гнева

Ст. 1 Поскольку никто не может войти в храм до тех пор, пока не будут вылиты семь чаш гнева и суды не окончатся (15:8), громкий голос, говорящий из храма, может быть только голосом Бога.

Ст. 2 Первая чаша гнева соответствует египетским язвам, вызвавшим воспаление у людей и скота (Исх 9:10−11).

Ст. 3−7 Превращение моря и пресной воды в кровь, как и суды второй и третьей трубы (8:8−11), разделяет одну египетскую язву на две (Исх 7:19−21). В словах ангела из ст. 5−6 звучит та же мысль, что и в книге Премудрости Соломона 11:5−14, но относится она к антихристу и его служителям, которые проливают кровь святых и пророков. В этом суде присутствует жертвенник (ср.: 6:10; 8:3−5). Обращает на себя внимание отсутствие будущего времени по отношению к судам (как в 11:17) (в синодальной Библии здесь стоит слово грядешь, в отличие от греческого текста). Поскольку Сам Бог действует в этих судах, которые приведут к Его царству, незачем говорить о Его будущем пришествии.

Ст. 8−11 И снова происходит как бы расщепление одной египетской язвы («тьмы»; Исх 10:21) на две, связанные с чашами гнева. Ангел, вылив четвертую чашу гнева на солнце, делает его более горячим, но не уменьшает его света. Пятая чаша, вылитая на престол зверя, создает тьму. Возможно, что страдания от этой язвы были обусловлены сатанинской силой саранчи, появившейся после пятой трубы и вызывавшей мучения у поклонявшихся зверю (9:1−6). Такое толкование согласуется с взаимосвязью между трубами и чашами гнева, о чем говорится во введении к гл. 15−16.

Ст. 12−16 Шестая чаша, как и шестая труба, ассоциируется с рекой Евфрат (ср.: 9:13−16), но если шестая труба возвещает о нашествии сатанинского воинства, шестая чаша возвещает о подготовке пути царям от восхода солнечного. Эти цари далее описываются в 17:12−13; но они сами отдадут себя во власть антихриста (17:17), разорят блудный город (17:16) и развяжут войну против Агнца (17:14). Повеление совершить это исходит от трех бесовских духов, которые выходили, подобно жабам, из уст дракона, зверя и лжепророка. В древности жабы считались нечистыми тварями, иногда даже служителями злых сил. Здесь в их задачу входит, как и в истории Ахава и «духа лживого» (3Цар 22:19−23), склонить правителей всего мира объединиться в великой последней битве против Бога на месте, называемом по-Еврейски Армагеддон. Точное значение этого имени неизвестно. Слово «Армагеддон» является транслитерацией на греческий еврейского выражения «гора Мегиддо», но этот город расположен на Ездрилонской (Изреельской) равнине в Израиле, и в его окрестностях нет никакой горы (ближайшая гора — гора Кармил лежит к северу от города). Подобно числу 666, Армагеддон — один из излюбленных апокалиптических терминов, но мы не владеем его секретом. Для Иоанна это слово обозначает не столько место, сколько событие, а именно последний мятеж нечестивых против Бога, после которого устанавливается Его царство.

Ст. 17−21 Седьмая чаша, вылитая ангелом на воздух, предполагает нечто гораздо более страшное, чем опустошения, связанные с предыдущими язвами; она означает окончательный отпор, который будет дан силам зла, а посему раздался громкий голос от престола» (голос Бога?), который возвестил: Совершилось! На ум приходит возглас Иисуса с креста: «Совершилось!» (Ин 19:30), а также возвещение о свершении замысла Бога в новом творении (21:6). Молнии, громы и голоса позволяют говорить, как в 8:5 и 11:19, о теофании (Богоявлении), заключающей в себе суд и открывающей царство славы. Но хотя землетрясение — неотъемлемый атрибут пришествия Бога (напр.: Ис 13:13; Агг 2:6−7; Зах 14:4−5), данное землетрясение выделяется особо, поскольку оно потрясло основы города великого и городов языческих. «...Всякий остров убежал, и гор не стало» — это символ того, как будет реагировать творение на явление превосходящей все славы Божьей (ср.: 6:12−14). Последний суд знаменуется выпадением града величиной в талант (ср.: египетские язвы, Исх 9:24; обращение вспять вражеского войска Иисусом Навином, Нав 10:11; фатальная судьба воинства Гога, Иез 38:22). Все эти ужасы затмеваются последним событием, но и оно не ведет людей к покаянию.

В гл. 17−19 раскрывается все, связанное с последними чашами гнева.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.