Откровение 17 глава

Откровение Иоанна
Cовременный перевод WBTC → Новый Библейский Комментарий

Cовременный перевод WBTC

1 И тогда один из семи ангелов с семью чашами подошёл ко мне и сказал: "Пойдем, я покажу тебе, какое наказание послано великой блуднице, что сидит над многими водами.
2 Земные цари предавались с ней блуду, и те, кто живёт на земле, напивались допьяна вином её блуда".
3 И оказался я во власти духа, который перенёс меня в пустыню. Там я увидел женщину, сидящую на красном звере. Этот зверь был весь покрыт богохульственными именами, и было у него семь голов с десятью рогами.
4 Женщина была одета в пурпурные и красные одежды, и на ней были золотые украшения, драгоценные камни и жемчуга. В руке у неё была золотая чаша, полная мерзости и грязи её блуда.
5 На лбу у неё было начертано имя с тайным значением: "Великий город Вавилон, мать блудниц и всяческой мерзости на земле".
6 И я увидел, что она пьяна кровью Божьих святых и кровью тех, кто умер, свидетельствуя об Иисусе. И увидев её, я поразился.
7 Ангел спросил у меня: "Чему ты удивляешься? Я объясню тебе, в чём тайное значение этой женщины и зверя с семью головами и десятью рогами, на котором она сидит.
8 Зверь, которого ты видел, был когда-то живым, сейчас же он мёртв. Но ещё восстанет он из бездны и отправится на погибель. И те из живущих на земле, чьи имена не вписаны в книгу жизни от начала мира, удивятся, увидев зверя, ибо он был жив когда-то, не жив сейчас, и всё же явится снова.
9 Чтобы всё это понять, нужна мудрость. Семь голов — это семь холмов, на которых сидит женщина, они же и семь царей.
10 Первые пятеро уже умерли, один ещё жив, а последний ещё не явился. Когда же он явится, то недолго ему суждено здесь оставаться.
11 Зверь, который когда-то был жив, а сейчас неживой, — это восьмой царь, один из семи, и идёт он к своей гибели.
12 Десять рогов, что ты видишь, — это десять царей, которые ещё не начали править, но получат они власть править каждый по одному часу вместе со зверем.
13 У всех десяти царей одни намерения, и отдадут они свою власть зверю.
14 Они будут воевать с Агнцем, но Он победит их, ибо Он — Господин господствующих и Царь царей вместе со Своими избранными, призванными и верными".
15 И сказал мне затем ангел: "Воды, которые ты видишь там, где сидит блудница, — это разные народы, множество племён и языков.
16 Десять рогов, которые ты видел, и сам зверь будут ненавидеть блудницу и отнимут у неё всё, чем она владеет, и оставят её нагой. Они будут пожирать её тело и жечь её огнём.
17 Потому что Бог вложил в десять рогов желание исполнить Его волю: отдать зверю власть правления, пока не исполнится слово Божье.
18 Женщина, которую ты видел, — это великий город, господствующий над земными царями".

Новый Библейский Комментарий

17:1 — 19:10 Расцвет и гибель города антихриста

В этом фрагменте видение о суде, связанном с седьмой чашей, кратко описанное в 16:17−21, рассматривается более подробно. Важно отметить, что это не описание событий после суда, поскольку здесь все окончательно совершается (16:17). Скорее всего, фрагмент посвящен рассказу о том, как «Вавилону» предстоит испить уготованную для него чашу (16:19).

В гл. 17 нарисована причудливая и весьма сложная картина. Дракон с семью головами и десятью рогами из гл. 12 представляет сатану (9), а в гл. 13 он воплощение духа злобы — антихриста. В гл. 17 зверь поддерживает женщину, сидящую на нем; она символизирует собой город антихриста (18), а зверь — империю, которая поддерживает ее. Такая символика становится понятной, если учесть, что в аккадской мифологии, повествующей о битве морского чудовища и богов небес, это чудовище женского рода. Женщина и зверь — варианты единой силы зла. Но далее в ст. 11 зверь становится царем, в котором воплощена суть царства. Это согласуется с часто встречающимся в апокалиптических произведениях отождествлением царей и их царств (см. особо: Дан 2:38−44; 7:2−8; 15−26). Изображение женщины, представляющей в этой главе город антихриста, резко противопоставляется описанию женщины, символизирующей город Бога в гл. 19 и 21−22. Так, если в 17:5 Вавилон (по-греч. «Вавилон» женского рода) называется матерью блудниц, то женщина в 19:7 и 21:9 — «непорочная невеста», жена Агнца. Вавилон упивается кровью святых, и его вино приносит смерть миру (6; 19:2); невеста предлагает воду жизни даром (22:17) и свидетельствует об установлении вечного царства Бога (21:6 — 22:5). Вавилон завершает свое существование: и дым... восходил во веки веков (19:3); город-невеста составляет самое сердце нового творения (21:1−5). Откровение часто называется «сказкой о двух городах».

17:1−6 Видение Вавилона в его славе

Ст. 1−2 Слова ангела, обращенные к Иоанну, могут служить хорошим названием ко всему отрывку 17:1 — 19:10: суд над великою блудницею. Исайя называет город Тир «блудницей» (Ис 23:15−17), так же говорится и об Иерусалиме (Ис 1:21; Иер 3) и Ниневии (Наум 3:4−5, «развратница»). Последняя часть ст. 2 — это аллюзия на обращение Иеремии к Вавилону: «О, ты, живущий при водах великих, изобилующий сокровищами!» (Иер 51:13). Река Евфрат протекала через город, где к тому же было много каналов и эксплуатация ирригационной системы приносила большие доходы. Из ст. 9 ясно, что здесь имеется в виду город Рим, ставший новым «Вавилоном», который преследует народ Божий и развращает весь мир.

Ст. 3 В ст. 1 блудница сидит на водах многих, здесь же мы видим ее сидящей на звере багряном в пустыне; образ пустыни вызывает ассоциации с нечистым духом (ср. безводные места у Лк 11:24). Зверь багряного цвета имеет сходство с драконом, то есть с дьяволом (12:3). Он был преисполнен именами богохульными, что в первую очередь относится к претензии римских императоров на божественность.

Ст. 4 Здесь живо возникают в воображении роскошь и нравственная развращенность города; снова на память приходит характеристика Вавилона, которую дает ему Иеремия (Иер 51:5).

Ст. 5 Имя, написанное на челе блудницы, будит воспоминания об обычае римских проституток указывать свои имена на головных повязках, которые носили римлянки. Слово тайна подчеркивает, что данное имя носит символический характер (ср.: 11:8). Это название является характеристикой города, подобного городу-тирану, который так страстно обличали древние пророки.

Ст. 6 Женщина упоена была кровью святых в результате невыразимо жестоких преследований Нерона, но также и в ожидании войны антихриста против Церкви.

17:7−18 Толкование видения: роковая судьба Вавилона

В ст. 1−6 дается толкование видения, а ст. 8 является ключевым. Зверь, на котором сидит женщина, — это антихристианский город-империя. Вместе с тем образный язык, по-видимому, позволяет говорить и о личности, о том, кто был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель (ср.: 11:17). В действительности эта фраза относится и к царству, и к царю. Древний миф о победе над морским чудовищем, которое выходит из моря, используется, с одной стороны, для обозначения характера политических сил, которые угнетают народ Божий (а потому противостоят Богу), а с другой — демонстрирует окончательную победу Бога над ними. В некоторых версиях это чудовище было убито, в других — просто покорено. Первый случай рассматривается у Ис 51:9−10 и относится к поражению Египта после ухода оттуда евреев; второй указывает на бессилие Египта, неспособного помочь Израилю (Ис 30:7). Преломляя это через призму событий конца времени, можно сказать, что зверь из бездны был, и потому нет его, но он еще выйдет из бездны, то есть сатана еще проявит свою власть в иной политической силе, в другом властелине зла. Во времена Иоанна эта концепция была особенно мощной в виду особых обстоятельств. Когда Нерон умер, эта весть казалась слишком радостной, чтобы можно было в нее поверить. Распространялись слухи, что он остался жив и вернется вскоре во главе целой армии, чтобы захватить Рим. Спустя годы стало ясно, что он действительно умер, и тогда возник страх, что он может воскреснуть из мертвых. Итак, в истинных традициях апокалиптического символизма Иоанн сочетал два предсказания, чтобы выразить скрытую реальность безбожного города и его безбожного правителя, которые по своей сути связаны с преисподней и служат инструментом дьявола (более подробно на эту тему — о царстве антихриста см. далее, в конце коммент. к гл. 18).

Ст. 9−11 Двойственная природа этого образа выражена в ст. 9 с позиций конкретного отождествления: семь голов зверя суть семь гор, на которых сидит жена, то есть речь идет о Риме, «городе семи холмов». Рим играл роль «матери блудниц». Но семь голов представляют также и семь царей. Независимо от того, что означало число семь для других авторов, для Иоанна оно было символом полноты. Соответственно, пять пали означает, что большинство пришло и ушло; один есть относится к тогдашнему правителю; другой (т. е. седьмой) еще не пришел, но когда придет, не долго ему быть, поскольку конец времени близок (1:3). После своего ухода зверь проявит себя во всей силе в восьмом царе, который будет не из числа новых, потому что он был в числе семи, то есть Нерон; но его не нужно бояться, потому что он пойдет в погибель, иными словами, его ждет судьба, уготованная каждому чудищу, противостоящему Богу.

Ст. 12−14 Десять рогов в соответствии с Дан 7:7 интерпретируются как десять царей. В видении Даниила они предшествуют силе, противостоящей Богу (некоторые из них будут подавлены этой силой; Дан 7:24), но в видении Иоанна образуют коалицию с антихристом, правителями союзных государств или провинций. Но они еще не получили царства, а когда получат власть вместе со зверем, продержат ее недолго, на один час. На столь короткое время им дозволено будет проявить свою ярость! Их война с Агнцем бесперспективна, потому что Он есть Господь господствующих и Царь царей, в том числе царей антихриста; а Его званые и избранные и верные разделят с ним победу (ср.: обетования побеждающим в гл. 2−3).

Ст. 15−18 Хотя воды Вавилона буквально взяты из пророчества Иеремии (Иер 51:13; см. коммент. к ст. 1), Иоанн рассматривает их как символ народов, которыми управляет город антихриста. Вернувшийся антихрист со своими союзниками возненавидит блудницу, и они разорят ее (язык ст. 16 заимствован из описания Иезекиилем наказания Израиля; Иез 23:25−29). Не дается объяснения, почему правитель антихриста направляет свои силы против города антихриста. В отношении Нерона люди ожидали, что император восстанет, чтобы сокрушить империю, из данной же главы и ст. 13 вытекает, что он будет властвовать над империей и тем самым яростно бороться против деяний Бога. Но Бог положил им на сердце исполнить волю Его. Приспешники сатаны исполняют волю Бога. Зло будет уничтожено злом и пожнет свою жатву. Антихрист и его союзники, как и дьявол, которому они служат, находятся в руках Божьих, доколе не исполнятся слова Божий.

Ст. 18 Инкогнито женщины теперь полностью раскрыто, по крайней мере, насколько это позволяет апокалиптическая модель, а для читателей Иоанна достаточно знать, о ком он ведет речь: она есть великий город, царствующий над земными царями, то есть во времена Иоанна это был Рим, блудница мира. (О значении такого толкования для современных христиан см. коммент. об антихристианском царстве в конце гл. 18.)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.