Откровение 9 глава

Откровение Иоанна
Cовременный перевод WBTC → Новый Библейский Комментарий

Cовременный перевод WBTC

1 Пятый ангел затрубил в свою трубу, и я увидел звезду, упавшую с неба на землю. И был ей дан ключ к проходу, ведущему к бездне.
2 И отомкнула она проход, ведущий к бездне, и вышел дым из прохода, словно из огромной печи. И потемнело небо, и солнце потускнело от дыма, валившего из прохода.
3 А из облака дыма на землю пала саранча, и ей была дана сила, подобная той, что имеют на земле скорпионы.
4 Но сказано ей было, чтобы она не вредила ни траве, ни земле, ни растениям, ни деревьям, а только людям, на лбу у которых нет печати Божьей.
5 И наказ был дан саранче той не убивать их, а мучить болью в течение пяти месяцев. И боль та была подобна боли, которую причиняет скорпион, когда ужалит человека.
6 И всё это время люди будут искать смерти, но не смогут найти её. Они будут жаждать смерти, но она не придёт к ним.
7 Саранча же была похожа на коней, готовых к битве. На головах у саранчи были золотые венцы, а лица их были похожи на человеческие.
8 Волосы у неё были, словно женские волосы, а зубы подобны львиным клыкам.
9 И грудь у неё была, словно железная броня, а шум её крыльев был подобен грохоту множества колесниц, влекомых скакунами, рвущимися в бой.
10 У неё были хвосты с жалами, словно жала скорпионов, и в хвостах было достаточно силы, чтобы вредить людям в течение пяти месяцев.
11 И царём у них был ангел, охранявший бездну, а имя ему было Аваддон по-еврейски, по-гречески же назывался он Аполлион.
12 Первая беда миновала. Но ещё большие две напасти последуют за ней.
13 Шестой ангел затрубил в свою трубу, и я услышал голос, раздавшийся из четырёх рогов золотого алтаря, находившегося перед Богом.
14 И сказал голос шестому ангелу с трубой: "Освободи четырёх ангелов, прикованных у великой реки Евфрата".
15 И освобождены были четыре ангела, которые были наготове для этого самого часа, дня, месяца и года, чтобы убить одну треть людей.
16 Я слышал, сколько там всего было конных — двести миллионов.
17 И в моём видении вот как выглядели кони и их всадники. У них были нагрудники огненно-красные, тёмно-синие и жёлтые, словно сера. Головы их были, как львиные головы, а изо рта у них исходил огонь, дым и сера.
18 И тремя этими напастями убита была одна треть людей — огнём, дымом и серой, что извергались у них изо рта.
19 Сила коней была в их ртах и хвостах, ибо хвосты их были словно змеи с головами, жалящие и поражающие людей.
20 Остальные люди, те, кто не был убит этими напастями, не раскаялись в том, что сотворили собственными руками. Они не прекратили поклоняться бесам и идолам золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни двигаться.
21 Они не покаялись ни в совершённых ими убийствах, ни в колдовстве, ни в разврате, ни в воровстве.

Новый Библейский Комментарий

9:1 При звуке пятой трубы звезде, падшей с неба на землю, был дан ключ от кладязя бездны. Под звездой подразумевается ангел; даже упавший, он сохраняет инструмент для выполнения воли Божьей (ключ от бездны выступает как свидетельство властных полномочий, данных Богом). Бездна представляет собой хаотические, неразделенные воды; в древневосточной мифологии воды олицетворяли собой силы зла, которые противостоят силам небесным, а потому означают место пребывания демонических сил. В 20:1−3 говорится о бездне, в которую был сброшен сатана и заключен там в темницу, поэтому упоминающийся здесь ключ указывает на то, что все пребывающие в бездне находятся под контролем Бога.

Ст. 2−4 Облако (в русской синодальной Библии — «дым») напоминало дым из большой печи и предвещало таким образом появление облака саранчи. Это дьявольское нашествие вызывает ассоциации с видением Иоиля в 2:1−10, где саранча сравнивается с воинственной конницей, со стуком колес колесниц, с храбрыми воинами, перед которыми потрясутся и затмятся небеса; у саранчи зубы, как у львов (9:8). Иоанн добавляет, что саранча могла жалить, как скорпионы (ср.: 9:10). Обычная саранча ест растительную пищу и не причиняет вреда самому человеку, здесь же она нападает на людей, точнее на тех, которые не имеют печати Божией на челах своих (они, напротив, имеют печать зверя; см.: 13:16). Пять месяцев — обычная продолжительность жизни саранчи (весна и лето), но она, естественно, не находится на одном месте так долго.

Ст. 7−9 Описание саранчи похоже на данное в Иоиль 1:6; 2:4−9, но восходит к арабской традиции. Нибур (С. Niebuhr) в 1772 г. приводил описание саранчи одним арабом: «Он сравнил ее голову с головой лошади, грудь с грудью льва, ноги с ногами верблюда, тело с телом змеи, хвост с хвостом скорпиона, усики с женскими волосами».

Ст. 11 Царь саранчи назван по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион. «Аваддон» в Ветхом Завете означает глубины шеола, то есть уничтожение. «Аполлион» происходит из общего корня с глаголом apollumi, «уничтожать», но может быть вариантом Аполлона — имени, которое греческие авторы произвели от appolumi. В культе Аполлона использовался (среди других) символ саранчи, и императоры Калигула, Нерон и Домициан объявлялись воплощениями Аполлона. Если Иоанн имел в виду это, то налицо явная ирония — губительные силы ада имеют в качестве своего царя римского императора. (Это имеет свою параллель в 17:16−18.)

Ст. 13−14 Когда прозвучала шестая труба, Иоанн услышал голос, исходящий от рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом. Вспоминаются вопли мучеников, души которых на небе, под жертвенником, и молитвы святых на земле, которые молят об избавлении (8:4−5). Но в данном случае этот голос следует понимать как ответ Бога на молитвы Своего народа. Необходимо освободить четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. Эта река вместе с Нилом служила естественной границей земли обетованной для Израиля (Быт 15:18). Она также составляла восточную границу Римской империи, за пределами Евфрата располагалась Персидская империя (парфяне), единственная военная сила в мире, которая смогла одолеть римскую армию и которую Рим обоснованно опасался. Иудеи могли наблюдать, как персы с севера оккупировали Палестину (1 Енох. 56:5−8, по-видимому, представляет собой истолкование пророчества о Гоге в Иез. 38−39, которое исполнилось через парфян и мидийцев). Четыре ангела, однако, командуют не человеческой армией, а устрашающими дьявольскими полчищами, оккупирующими не землю обетованную, но безбожный мир.

Ст. 15 В деяниях и планах Божьих нет ничего случайного. Точно фиксируется момент этого вторжения.

Ст. 16 Число конного войска определено в двести миллионов единиц (две тьмы тем). Этот и другие подсчеты навеяны Пс 67:18 (число колесниц Божьих, когда Он сошел с Синая) и Дан 7:10 (число ангелов, которые прибыли с Богом для суда). Силы дьявольские используются Богом в Своих целях, как и воинства ангельские.

Ст. 17−19 Устрашающая картина, непостижимая для воображения. Странно то, что именно лошади, а не люди, столь устрашающи и приносят гибель; всадники и кони, по-видимому, составляют сплошную массу, но разрушительная сила (огонь, дым и сера) исходит изо рта коней. Эти создания не принадлежат земному; огонь и сера связаны с адом (19:20; 21:8), а дым — с бездной (9:2).

Ст. 20−21 Язвы не оказали желаемого действия на мир, противостоящий Богу; люди упорствовали в своем идолопоклонстве, сопричастном силам зла; покаяние не нашло места в их сердцах. Как иначе можно интерпретировать эти страшные картины первых двух бедствий! Дж. Кайрд высказывает мысль о том, что «в них заключено весьма важное богословское положение, а именно что силы зла обладают огромным военным потенциалом, из которого они могут постоянно черпать резервы, так что на земле им не может противостоять никакое человеческое устройство, и победу над ними может одержать только Бог. В мире, где царит смертельное зло, нельзя ожидать, что евангельская программа поможет уверенно смести сатанинскую силу; она скорее наделяет силой, способной противостоять ей, вплоть до последнего решающего сражения» (Revelation, p. 123).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.