Притчи 18 глава

Книга Притчи Соломона
Cовременный перевод WBTC → Новый русский перевод

 
 

Иные не хотят быть с другими людьми, они делают только то, что хотят, и возмущаются, когда им дают добрые советы.
 
Живущий обособленно потакает себе во всем, а на всякое здравое слово бранится.[71]

Глупый не хочет учиться у других, он только хочет говорить о своих идеях.
 
Нет глупцу радости в понимании — рад он лишь высказать свое мнение.

Людям не нравятся злые, люди смеются над глупыми.
 
Вслед за нечестием идет презрение, а со срамом приходит бесславие.

Слова мудрого, словно вода из глубокого колодца, колодца мудрости.
 
Слова человеческих уст — глубокие воды[72]; источник мудрости — текущий поток.

Верша суд, будь справедлив и, если ты оправдаешь виновного, значит, несправедлив ты к добрым людям.
 
Нехорошо быть пристрастным к злодею и лишать правосудия невиновного[73].

Глупый себе причиняет несчастья своими речами, слова его могут привести к ссоре.
 
Язык глупца ведет его к ссоре, его уста навлекают побои.

Когда говорит глупец, он себя разрушает, и его слова — капкан для него.
 
Уста глупца — его гибель, его язык — для него же западня.

Людям нравятся сплетни. Это словно вкусная пища для них.
 
Слова сплетен — как лакомые куски, что проходят вовнутрь чрева.

Тот, кто делает плохую работу, подобен тому, кто разрушает.
 
Ленивый в своей работе — брат разрушителя.

Могущество — в имени Господа, оно, словно крепкая башня. Бегут к ней добрые люди и находят спасение.
 
Имя[74] Господне — крепкая башня; убежит в неё праведник — и будет спасен.

Богатый думает, что его спасёт богатство. Он считает богатство крепостью.
 
Состояние богатого — укрепленный город; высокой стеной представляется ему оно.

Гордый скоро будет уничтожен, но смиренному оказана честь будет.
 
Перед падением человеческое сердце заносится, а смирение предшествует славе.

Прежде чем отвечать, дай людям договорить до конца, тогда тебе не будет стыдно, и ты не будешь выглядеть глупо.
 
Отвечать, не выслушав, это глупость и стыд.

Разум человека помогает пересилить болезнь, но когда угнетён дух, уходит надежда.
 
Дух человека подкрепляет его в болезни, но если дух сокрушен — кто в силах снести его?

Мудрый всегда стремится узнать больше, он внимателен к более мудрым.
 
Разум рассудительного приобретает знание, и уши мудрых ищут его.

Сделай подарок важному человеку и легко познакомишься с ним.
 
Подарок открывает человеку путь и приводит его к вельможам.

Кто говорит первым, всегда кажется правым, пока не придёт тот, кто начнёт его расспрашивать.
 
Кто первым изложит дело, тот выглядит правым, пока другой не придет и не расспросит его.

Если два, обладающих властью, человека спорят, то лучший способ разрешить спор — бросить жребий.
 
Жребий решает споры, и разнимает сильных соперников.

Если обидишь друга, вернуть его будет труднее, чем завладеть городом с крепкими стенами. Ссоры разделяют людей, как ворота замка с крепкими запорами.
 
Обиженный брат неприступнее крепости; ссоры разделяют подобно засовам ворот.

Сказанное тобой влияет на твою жизнь. Если говоришь доброе, хорошее случится в жизни твоей, но если плохое ты говоришь, то плохое случится.
 
Красноречием человек может наполнять свой желудок, словами своими — зарабатывать себе на жизнь.[75]

Язык может говорить слова, которые приносят жизнь или смерть. Поэтому любящие говорить должны быть готовы принять последствия сказанного.
 
У языка — сила жизни и смерти, те, кто любит его, будут вкушать его плоды.

Найдя жену, ты находишь добро. Она знак того, что Господь доволен тобой.
 
Нашедший жену нашел благо и приобрел от Господа расположение.

Бедный будет молить о помощи, а богатый груб в ответах своих.
 
Бедняк о милости молит, а богач отвечает грубо.

Со множеством друзей приятно, но близкий друг может быть ближе брата.
 
Есть друзья, с которыми лучше не знаться,[76] но истинный друг ближе иного брата.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
1 [71] — Смысл этого места в евр. тексте неясен.
4 [72]Глубокие воды. Это выражение можно понимать двояко: 1) слова людей, зачастую, скрытны, неоднозначны, темны как глубокие воды; 2) слова, сказанные мудрым человеком, несут в себе глубокие мысли.
5 [73] — Или: праведника.
10 [74] — В древности имя несло в себе важную информацию, будучи большим, чем просто личное название кого-либо. Оно говорило, кем является данная личность, раскрывая его природу и характер. Другими словами, имя ГосподнеСам Господь.
20 [75] — Букв.: « Плодами уст человек может наполнять свой желудок; он насыщается жатвой своего языка».
24 [76] — Или: « Иные друзья лишь играют в дружбу…»
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.