Екклесиаста 5 глава

Книга Екклезиаста
Cовременный перевод WBTC → Новый русский перевод

 
 

Не говори, не подумав. Бог на небе, а ты на земле, и тебе надо сказать только несколько слов. Такие слова правдивы:
 
Подумай, прежде чем что-то сказать, не торопись произнести слово перед Богом. Бог на небе, а ты на земле, так будь же немногословен.

От больших волнений бывают плохие сны, и у глупых всегда слов больше, чем нужно.
 
И как снятся беспокойные сны при множестве забот, так и речь глупца рождается при множестве слов.

Если ты пообещал Богу, то сдержи своё обещание, не медли с его исполнением, не в глупцах счастлив Бог. Сделай то, что ты обещал Богу.
 
Когда даешь обет Богу, не замедли исполнить его. Ему неугодны глупцы; исполни то, что обещал.

Лучше не обещать ничего, чем пообещать и не сделать.
 
Лучше не давать обещания, чем дать и не исполнить.

И не позволяй словам твоим быть причиной твоих грехов, не говори священнику: "Я не то имел в виду". Если ты сделаешь так, Бог может разгневаться и уничтожить всё, ради чего ты трудился.
 
Не позволяй устам своим ввести тебя в грех. И не говори посланнику[8]: «Мое обещание было ошибкой». Зачем тебе, чтобы Бог прогневался на слова твои и уничтожил дело твоих рук?

Пусть не мешают тебе чтить Бога мечтания, всякие бесполезности и многословие.
 
Суета во множестве сновидений, как и в многословии, поэтому бойся Бога!

В некоторых областях можно увидеть бедняков, с которыми плохо обращаются. Это несправедливо, и это умаляет права бедняка. Но не удивляйся — над высокопоставленным есть другой высокопоставленный. И есть ещё другой, который стоит над ними обоими.
 
Если ты увидишь, что в какой-то местности притесняют бедного и не соблюдается правосудие и справедливость, то не удивляйся этому, потому что над одним правителем стоит другой, который наблюдает за ним, а над ними есть ещё более высокое начальство.

Но для любой страны царь, заботящийся о своей земле, — преимущество во всех отношениях.
 
Но всё же лучше для страны, чтобы у неё был царь, заботящийся о земле.[9]

Кто любит деньги, никогда не будет довольствоваться тем, что имеет. Кто любит богатство, тот никогда не насытится. И это всё бессмысленно.
 
Кто любит деньги, тому их никогда не хватает, и кто любит богатство, никогда не будет доволен своим доходом. И это тоже суета.

Чем больше у человека богатства, тем больше он тратит на "друзей", так что богатый на деле не увеличивает ничего, он может только смотреть на своё богатство.
 
Когда увеличивается имущество, увеличивается и число нахлебников. В чем польза его владельцу, кроме как смотреть на него?

Кто трудится весь день, тот мирно спит, и неважно, сколько у него еды. Но богатый всё время печётся о своём богатстве и лишается сна.
 
Сон работника — сладок, много ли он съел или мало. Но объевшийся богач всё ворочается в своей кровати.

Видел я — печальные вещи случаются в жизни: человек копит деньги на будущее.
 
И видел я ужасное зло под солнцем: человек зря копил богатство —

Но случается вдруг несчастье, и он всё теряет и ничего не может дать своему сыну.
 
оно было потеряно из-за неудачной сделки, а теперь ему нечего оставить своему сыну.

Человек в мир приходит из материнского чрева нагим и когда умирает, покидает этот мир нагим. Он много трудится, но, умирая, не может ничего с собою взять.
 
Нагим человек выходит из утробы матери, и каким он пришёл, таким и уходит. Он ничего не возьмет от труда своего, не унесет с собой и горсти.

И это печально: он покидает мир таким же, как пришёл. Для чего же ему пытаться поймать ветер?
 
И это тоже ужасное зло: каким человек пришёл, таким и уходит, и какая польза ему, что он трудится на ветер?

Он имеет лишь дни, полные печали и скорби, а в конце очень встревожен и болен.
 
Все дни его жизни проходят во тьме, в большом разочаровании, огорчении и гневе.

Видел я — лучшее, что может человек, — это есть, пить и радоваться тому, что делает за время своей недолгой земной жизни. Господь ему дал эти недолгие дни, и это всё, чем он владеет.
 
Затем я понял, что хорошо и правильно для человека есть и пить и находить наслаждение в труде своем под солнцем в течение немногих дней жизни, что дал ему Бог, ведь такова его доля.

Если Бог посылает человеку богатство, собственность и власть, чтобы этим всем наслаждаться, то человек должен радоваться этому, он должен принять это всё и радоваться делу своему, потому что это — дар Божий.
 
Более того, если Бог дает кому-либо богатство, имущество и возможность пользоваться ими, получить свою долю и наслаждаться своим трудом, то это дар Божий.

Такой человек не размышляет подолгу о днях своей жизни: Господь занимает этого человека делами, которые он любит.
 
Редко такой человек размышляет о своей жизни, потому что Бог наполняет радостью сердце его.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
5 [8] — Этот посланник, скорее всего, священник, пришедший из храма за обещанным. Однако слово, стоящее в оригинале, можно перевести и как ангел.
8 [9] — Или: « Каждый получает прибыль от земли, и даже царь извлекает из нее свою пользу».
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.