2 Слово «Апостол» — «посланник» — применяется к нашему Господу (Евр 3:1). В других местах оно применяется к Двенадцати, призванным на этот труд Иисусом Христом во время Его земного служения; этим словом зовутся Павел, которого призвал быть апостолом воскресший и вознесшийся Христос, и Варнава (Деян 14:14), назначенный на это служение Духом Святым (Деян 13:2). О Матфие, избранном одиннадцатью апостолами, чтобы заменить Иуду Искариота (Деян 1:16−26), написано: «он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян 1:26).
«Признаками Апостолов» служило то, что
1) их избрал непосредственно Сам Господь, или, как в случае с Варнавой, — Дух Святой (Мф 10:1−2; Мк 3:13−14; Лк 6:13; Деян 9:6, 15; Деян 13:2; Деян 22:10, 14−15; Рим 1:1);
2) они были одарены знаменательным даром — силой чудотворения, которая и была им Божественным удостоверением в их служении (Мф 10:1; Деян 5:15−16; Деян 16:16−18; Деян 28:8−9.
3) В отношении Царства они были глашатаями, возвещавшими только Израилю (Мф 10:5−6), что Царство приблизилось (Мф 4:17, примеч.), и демонстрировавшими силы Царства (Мф 10:7−8).
4) Одному из них, Петру, были вручены ключи Царства Небесного, которое понимается как «сфера» исповедания христианства (Мф 13 и 16:19).
5) В грядущем Царстве они станут судьями над двенадцатью коленами Израиля (Мф 19:28).
6) Последствиями отвержения Царства и откровения тайны, прежде сокрытой в Боге (Мф 16:18; Еф 3:1−12) было следующее: Церковь, как сфера служения апостолов, получила новую функцию — совершать крещение Духом Святым (Деян 2:1−4), а также новую силу — передачи Духа Святого новообращенным евреям-христианам; апостолы получили новое назначение — служить «камнями» в основании нового храма (Еф 2:20−22), и новую миссию — провозглашать Благую Весть о спасении через Иисуса Христа, распятого и воскресшего, — как евреям, так и язычникам.
7) Апостол непременно должен был быть свидетелем воскресения Христова (Деян 1:22; 1Кор 9:1).
9 Сравните с Мк 6:8−9 и Лк 9:3. Главная мысль в этих цитатах — это срочность, неотложность дела. Здесь подчеркивается — «не берите»; апостолам не дол жно было тратить время на поиски запасной обуви или посохов. Они, ученики, должны были отправиться в путь в тех сандалиях, что были у них на ногах и с тем посохом, который имели в руках, либо вовсе без него. Ср. с Рим 1:15.
16 Стихи с 16 по 23; смысл этого текста простирается за пределы личного служения Двенадцати, охватывая в общих чертах евангельское служение во все времена, включая и настоящее время. В ст. 23 подчеркивается проповедь «остатку» (Ис 1:9; Рим 11:5, примеч.) в дни скорби (Пс 2:5; Откр 7:14, примеч.), непосредственно перед возвращением Христа во славе (Втор 30:3; Деян 1:9−11, примеч.). Остаток следовательно сохранится в городах Израиля до пришествия Господа.
34 Ср. с Ин 14:27. О мире в Св. Писании говорится в трех смыслах:
1) «Мир с Богом» (Рим 5:1); на это направлена работа Христа, причастником которой человек становится по вере (Еф 2:14−17; Рим 5:1).
2) «Мир Божий» (Флп 4:7), то есть внутренний мир, как соответствующее состояние души верующего, который примирился с Богом через веру в Иисуса Христа, и все свои заботы препоручил Богу в молитве и прошении с благодарением (Лк 7:50; Флп 4:6).
3) Мир «на земле» (Лк 2:14; Пс 71:7; Пс 84:11; Ис 9:6−7; Ис 11:1−12): повсеместное преобладание мира на земле в период мессианского Царства. Слова Христа у Мф 10:34 служат предупреждением о том, что провозглашаемая Им истина не мир принесет в наш век, но в большей степени — разделение и раздоры. (Ср. с Ин 14:27).
Комментарии Скоуфилда на евангелие от Матфея, 10 глава. Комментарии Скоуфилда.