23 «И в аде». По-греч. гадес, то есть буквально — «невидимый мир». Здесь Христос говорит о нем как о месте пребывания человеческих душ в периоде между смертью человека и его воскресением. Слово «ад» встречается у Мф 11:23; 16:18; у Лк 10:15; в Деян 2:27, 31; в Откр 1:18; 6:8; 20:13−14, и является синонимом употребляемого в Ветхом Завете слова «шеол» (Авв 2:5, примеч.), которое в Септуагинте неизменна переаодится как «гадес» («ад»).
Краткий вывод:
1) Гадес (ад) до вознесения Христа. Из всех вышеприведенных ссылок видно, что ад (гадес) когда-то делился на две части: в одной пребывали спасенные, в другой — неспасенные. Первая называлась «раем» и «лоном Авраама». Оба эти понятия толковались в Талмуде, и Христос пользовался ими. См. Лк 16:22; 23:43. Ветхозаветные праведники пребывали с Авраамом, они сохраняли сознание, и состояние их можно определить как «состояние покоя и утешения» (Лк 16:25). Уверовавшему на кресте разбойнику предстояло в тот же день оказаться в «раю» (Лк 23:43). Погибших и спасенных разделяла «великая пропасть» (Лк 16:26). Примером находящихся в аду является богач из Евангелия от Луки — 16:19−31: он жив, в полном сознании, все помнит и — пребывает в муках.
2) Гадес (ад) после вознесения Христа. Что касается неспасенных, то об изменении их местонахождения и условий, в которых они пребывают, в Писании ничего не говорится. К моменту суда перед великим белым престолом ад отдаст их, и они будут судимы и брошены в озеро огненное (Откр 20:13−14). Но в положении спасенных произошло изменение. Алостол Павел «восхищен был до третьего неба... в рай» (2Кор 12:1−4). Значит, рай находится теперь в непосредственном присутствии Бога. Время этого изменения указано в Еф 4:8−10: «...восшел на высоту, пленил плен и дал дары человекам». Тут же добавляется: «что Он и нисходил прежде в преисподние места земли», то есть в ту часть «гадеса», которая соответствовала раю. В настоящем периоде Церкви умершие спасенные «вышли из тела и водворились у Господа». В ожидании воскресения злые, которые умерли, пребывают в аду, а. умершие праведники — у Господа (Иов 19:25; 1Кор 15:52). См. Мф 5:22, примечание.
Комментарии Скоуфилда на евангелие от Луки, 16 глава. Комментарии Скоуфилда.