4 Ангел. Краткое пояснение: Ангел значит «посланник»; Бог называет «ангелами» людей и ряд сотворенных Им существ, главными атрибутами которых являются сила и мудрость (2Цар 14:20; Пс 102:20; Пс 103:4). В Ветхом Завете выражение «Ангел Господень» (иногда «Ангел Божий») обычно подразумевает явление Божества в образе Ангела (Быт 16:1−13; Быт 21:17−19; Быт 22:11−16; Быт 31:11−13; Ис 3:2−4; Суд 1:1; Суд 6:12−16; Суд 13:3−22). См. Мал 3:1, примеч. Ангелами называются и люди — см. Лк 7:24; Иак 2:25; Откр 1:20; Откр 2:1, 8, 12, 18; Откр 3:1, 7, 14. В Откр 8:3−5 под «иным Ангелом», по-видимому, подразумевается Христос. Иногда ангелом называют дух человека (Мф 18:10; Деян 12:15). Хотя ангелы — духи (Пс 103:4; Евр 1:14), им дается сила делаться видимыми, принимая человеческий образ (Быт 19:1, ср. ст. 5; Ис 3:2; Чис 22:22−31; Суд 2:1; Суд 6:11, 22; Суд 13:3, 6; 1Пар 21:16, 20; Мф 1:20; Лк 1:26; Ин 20:12; Деян 7:30; Деян 12:7−8 и т. д.). Слово «ангел» всегда стоит в мужском роде, хотя пола в человеческом смысле ангелы не имеют (Мф 22:30; Мк 12:25). Они весьма многочисленны (Мф 26:53; Евр 12:22; Откр 5:11; Пс 67:18). Обладают непостижимой силой (4Цар 19:35). Место их нахождения — вокруг Божьего престола (Откр 5:11; Откр 7:11). Отношение ангелов к верующим определяется тем, что они — «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1:14), и функции их заключаются, главным образом, в том, чтобы блюсти физическую безопасность и благосостояние верующего (3Цар 19:5; Пс 33:8; Пс 90:11; Дан 6:22; Мф 2:13, 19; Мф 4:11; Лк 22:43; Деян 5:19; Деян 12:7−10). Когда сравниваешь Евр 1:14 с Мф 18:10 и Пс 90:11, то создается впечатление, что забота о наследниках спасения начинается с младенчества и продолжается всю их жизнь. Ангелы надзирают над ними (1Кор 4:9; Еф 3:10; Еккл 5:5), и это обстоятельство должно было бы влиять на наше поведение. Они принимают умирающих святых (Лк 16:22). Человек «немного унижен пред Ангелами» и, приняв человеческое тело, Христос «ненадолго» занял это низкое положение (Пс 8:4−5; Евр 2:6, 9), чтобы поднять верующего в Свою сферу, лежащую выше ангельской (Евр 2:9−10). Ангелы будут сопровождать Христа при Его Втором пришествии (Мф 25:31). Им будет поручена подготовка суда над народами (см. Мф 13:30, 39, 41−42; Мф 25:32, примеч.). Но век Царства будет во власти не ангелов, а Христа и тех, ради кого Он сделался даже ниже ангелов (Евр 2:5). Об Архангеле Михаиле говорится как об имеющем особое отношение к Израилю и воскресению (Дан 10:13, 21; Дан 12:1−2; Иуд 1:9; 1Фес 4:16). Из других ангелов еще лишь один назван по имени — это Гавриил, которому поручались особо важные дела (Дан 8:16; Дан 9:21; Лк 1:19, 26).
Падшие ангелы. Упоминаются два вида падших ангелов.
1) Те, о которых говорится: «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (2Пет 2:4; Иуд 1:6; 1Кор 6:3; Ин 5:22). См. Быт 6:4, примеч.
2) Ангелы, вождь которых — сатана (Быт 3:1; Откр 20:10, примеч.). Относительно их происхождения точных объяснений нет. Возможно, они идентичны бесам (Мф 7:22, примеч.). Диаволу и его ангелам уготован вечный огонь (Мф 25:41; Откр 20:10).
Комментарии Скоуфилда на послание к Евреям, 1 глава. Комментарии Скоуфилда.