Исаия 55 глава » Исаия 55:12 — толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 55:12

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Исаия 55:12 / Ис 55:12

Исаия 55 стих 12 — синодальный текст:
Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 12−13 Со веселием бо изыдете и с радостию научитеся: горы бо и холми возскачут ждуще вас с радостию, и вся древеса селная восплещут ветвьми: и вместо драчия взыдет кипарис, и вместо кропивы взыдет мирсина: и будет Господь во имя и во знамение вечное, и не оскудеет

Симмах говорит: «вместо крапивы». Здесь пророк показывает или будущее счастье, после возвращения из плена, или же строгость законов и легкость благодати. «И это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое», — т.е.: совершится и исполнится то, что Я обещал. Если же каким образом это не исполнится, то будет ясно, что они сами были недостойны таковых даров.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 12−13 Со веселием бо изыдете и с радостию научитеся: горы бо и холми возскачут ждуще вас с радостию, и вся древеса селная восплещут ветвьми: и вместо драчия взыдет кипарис, и вместо кропивы взыдет мирсина: и будет Господь во имя и во знамение вечное, и не оскудеет

Итак, говорит, если Я поспешу заповеди Моя, с веселием изыдет, т.-е. преодолеете печаль, не будете терзаться сердцем, удалившись от страстей и перешедши к лучшей и дивной жизни; будете учиться, радуясь и наслаждаясь священными словами. Посему и говорит богоглаголивый Давид: коль сладка гортани моему словеса твоя, паче меда и сота устом моим (Пс 118:103), а радовался он им, как утверждал (и весьма благоразумно), же о всяком богатстве (Пс 118:14). Исхождение с радостью можно понимать и иначе, именно: освобождаясь от древней прелести, они, радуясь, приемлют призвание от Бога. Что это правда, в этом можно убедиться самым делом.

Горами здесь называет, вероятно, вышние и небесные силы, которые поставлены Богом на служение обитателям земли, ибо они суть служебнии дуси, в служении посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр 1:14), ибо радуются о едином грешнице кающемся (Лк 15:10). Конечно, справедливо их уподобить горам, потому что они, по присущему им величию добродетели, достигли высшей степени. Или же под горами можешь разуметь тех, которые в церквах исполняют обязанность учительства, не помышляют ни о чем дольнем, но ищут горнего и возвышаются над земным; а под холмами тех, которые уступают первым в превосходстве и, так сказать, ниже их по славе, ибо в церквах есть степени и чести, и служения. Эти, говорит, мысленные горы, а с ними и холмы возскачут, т.е. взыграют, радуясь, конечно, вашему обращению и призванию, и будут ожидать вас с радостью, ибо мы не мало торжествуем, когда кто-либо из заблуждавшихся, оставив уже пребывание во мраке и тьме, устремляется к свету истинного Боговедения.

Так возглашал к ним и всемудрый Павел, говоря: радосте и венче мой (Флп 4:1)! Но, говорит, и вся древеса селная восплещут ветвьми. Под древесами сельными разумей состоящих в числе мирян, ибо прекрасен сад Спасителя. Посему-то, так как он и цветист, и плодовит, описываемая в Песни Песней невеста говорит: да снидет брать мой в вертоград свой и да яст плод овощей своих (Песн 5:1). Итак, древеса мысленные восплещут ветвьми: уверовавшие радуются, без сомнения так же, как горы и холмы, т.е. получившие жребий управления мирянами, спасению призываемых к жизни и к цели чистого тайноводительства, благодаря которому им посылается Божественный свет. За тем, что в призванных произойдет весьма большая перемена к несравненно лучшему, это тотчас объясняет, говоря: вместо драчия взыдет кипарис, и вместо кропивы взыдет мирсина. Драчие и кропива, как говорят,-горькие и негодные плевелы; в местах возделанных они никогда не растут, а на сухой и солончаковой земле процветают. Таковы были блуждавшие и служившие твари вместо Творца; когда же они призываются к познанию истины, то, перестав быть драчием и кропивою, обращаются в рослые и самые благовонные из растений: становятся кипарисом и мирсиною.

Это-дивно великое дело Земледельца Церкви, т.е. Христа: терние Он обращает в растения благородные и избранные и отечески производит последние вместо первых. Мы найдем, что это самое именно и произошло с рожденными от крови Израиля. Так Матфей и Павел, будучи некогда драчием и кропивою,-один был мытарь, другой-гонитель и обидчик,-стали вселенскими светилами и благоуханием Христовым во всяком месте, в спасаемых и в погибающих (2Кор 2:15−16), как говорит священнейший Павел. А что Податель всего этого и Распорядитель будет и пребудет в бесконечной славе, показывает, говоря: и будет Господь во имя и во знамение вечное, и не оскудеет. Именем здесь называет славу, а знамением, как думаю, светлость креста, которым спасены мы и в котором непрестанно пребудем, ибо никогда и никак не оскудеет у нас благодать от Него.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 12−13 Ибо с веселием вы выйдете и с миром будете отведены. Горы и холмы будут воспевать пред вами хвалу и все деревья будут рукоплескать. Вместо терновника взойдет ель [или кипарис] и вместо крапивы вырастет мирт. И будет Господь именован в знамение вечное, которое не уничтожится

Слово Мое, говорит Он, не возвратится тщетным, но когда исполнит все, что Мне было угодно, и совершит на земле волю Мою, тогда прийдет ко Мне, и исполнится написанное: рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Пс 109:1). Ибо с веселием вы выйдете из крови идолослужения и будете отведены с миром, чтобы слышать от апостола: благодать вам и мир (Рим 1:7). Или же будете отведены с радостию, чтобы после тени закона научиться истине Евангелия. Ибо горы и холмы, под которыми мы можем разуметь ангелов и души святых, называющиеся, сообразно с различием добродетелей, горами и холмами, будут радоваться о кающихся и выражать душевную радость в ликовании [прыгании]. Это и Господь говорит в Евангелии: «будут радоваться ангелы на небе об одном грешнике, приносящем покаяние» (Лк 15). Также и все деревья заплещут рукою или ветвями, которые насаждены при потоках вод и которые дадут плод свой во время свое, и лист их не спадет (Пс 1). Одно из этих дерев говорило в псалме: аз же яко маслина плодовита в дому Божии (Пс 51:10). Спросим тех, которые следуют только простому историческому смыслу и едят вареную плоть агнца: плещут ли деревья ветвями и производят ли стук рукою и в каком смысле нужно понимать то, что говорится о реках: реки восплещут рукою (Пс 97:8)? Не только горы и холмы будут прыгать и петь и все деревья с поля, благословенного Богом, будут плескать ветвями и производит стук руками, но также οτοιβή и χονόζη или терновник и крапива обратятся в ель, и мирт и кипарис Στοιβή, по Симмаху и Семидесяти, в еврейском пишется nеsus, чтo Авила и Феодотион перевели чрез χονόζη. Κονόζη же—это весьма плохая и горькая трава, имеющая очень дурной запах. А где LXX перевели χονόζη, которая в еврейском называется sarphod, Симмах перевел крапива. Какое бы ни было собственное значение этих названий, нужно то сказать, что худое обращается в хорошее и из пороков происходят добродетели, то есть вместо беззакония правда, вместо безрассудной смелости мужество, вместо расточительности воздержание, вместо безраcсудства благоразумие.

Возьмем примеры предков: Матфей и Закхей и мытари были терновниками, и ατοιβή, и бесполезными пнями и χονόζη, имевшими весьма горький вкус и отвратительный запах и говорившими: возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего (Пс 37:6). Обратившись внезапно в апостолов, они стали кипарисом, и елью и миртом, имеющими прекрасный запах и необходимыми для различных изделий. Также Павел, гонитель церкви, когда слышал от Господа: Савле, Савле, что Мя гониши? Жестоко ти есть противу рожну прати (Деян 9:4−5), был крапивою, имеющею иглы преследования. Но когда он стал во всем мире проповедовать Евангелие и мог сказать: Христово благоухание есмы (2Кор 2:15), то справедливо называется кипарисом и миртом. Блудницы и мытари вперед фарисеев идут в царство Божие и разбойник с креста переходит в рай (Мф 21). Следовательно то, что говорится в Евангелии: не может древо добро плоды злы творити (Мф 7:18), относится не к свойству природы, как утверждают еретики, а к решению воли. Вследствие этого присовокупляется: или сотворите древо добро и плод ею добр (Мф 12:33). Отсюда ясно, что каждый по собственной воле делает душу свою хорошим или худым деревом, плоды которого различны.

Далее следует: и будет Господь во имя и в знамение вечное, которое не престанет. Тем, которые изменятся из худого в доброе, Господь будет именем и знамением вечным, чтобы по имени Его они назывались христианами и были запечатлены клеймом креста Его. Об этом знамении говорил Симеон, держа Младенца на руках: се лежит Сей на падение и на востание многим и в знамение пререкаемо (Лк 2:34), о котором и выше написано: даст Господь вам знамение (Ис 7:14), и святый поет в псалме: сотвори со мною Господа знамение во благо (Пс 85:17). И сам Тот, который служит знамением, говорит: „когда увидите знамение Сына человеческаго“ (Мф 24:30), которое не престанет и ни от какого конца не подвергнется изменению, но от теперешнего обращения перейдет в будущее (время).

Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.