Комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Матфея 10 глава

10:1, 2 учеников… апостолов «Ученик» значит «учащийся, изучающий что‑либо, находящийся в обучении у кого‑либо». «Апостолы» – уже обученные представители, посланные с какой‑либо миссией. Эти два термина подчеркивают различия в их назначении.

10:1 дал им власть См. пояснение к 2Кор. 12:12. Он наделил Своей силой апостолов, чтобы ясно показать, что Он и Его Царство властвуют над физической и духовной сферами жизни, над последствиями греха, над действиями сатаны. Это было небывалое проявление, никогда ранее не имевшее место во всей истории искупления, возвещающее о пришествии Мессии и удостоверяющее Его и апостолов, которые проповедовали Его Евангелие. Эта власть является прообразом той власти, которую Христос явит в Его земном царствовании во время Тысячелетнего Царства, когда сатана будет скован (Отк. 20) и проклятие физической жизни будет сокращено (Ис. 65:20‑25).

10:2 Двенадцати же апостолов имена суть сии Имена двенадцати апостолов везде перечисляются в одинаковом порядке (ср. Мк. 3:16‑19; Лк. 6:13‑16; Деян. 1:13). Имя Петра всегда называется первым. Перечисление условно разбито на три группы, состоящие из четырех имен. Три подгруппы называются в одинаковом порядке, и первое имя в каждой подгруппе всегда одно и то же. Хотя порядок перечисления имен внутри самих подгрупп может варьироваться, однако Иуда Искариот всегда упоминается последним. Петром… Андрей… Иаков… и Иоанн Первая подгруппа из четырех имен нам наиболее знакома. Эти две пары братьев, все рыбаки, представляют группу наиболее близких к Иисусу учеников (см. пояснение к 17:1). Иаков Алфеев В Новом Завете четыре человека носят такое имя: 1) апостол Иаков, брат Иоанна (см. пояснение к 4:21); 2) ученик, упоминаемый в этом месте, также называемый «Иаков меньшой» (Мк. 15:40); 3) Иаков, отец Иуды (не Искариота, Лк. 6:16) и 4) Иаков, единокровный брат Господа (Гал. 1:19; Мк. 6:3), написавший послание, названное его именем. Он также был на ведущих ролях в ранней Иерусалимской церкви (Деян. 12:17; 15:13; Гал. 1:19).

10:3 Леввей, прозванный Фаддеем В другом месте он упоминается под именем Иуды, сына Иакова (Лк. 6:16; Деян. 1:13).

10:4 Симон Кананит В некоторых рукописях «Кананеянин». Это название партии зилотов, группы людей, решивших свергнуть господство римлян в Палестине. В Деян. 1:13 он упоминается, как «Симон Зилот». Возможно, Симон был членом этой партии до прихода ко Христу. См. пояснение к Мк. 3:18.

10:5–11:1 Это вторая из пяти важных проповедей, записанных в Евангелии от Матфея (см. во Введении: Исторические и теологические темы).

10:5 на путь к язычникам не ходите Христос не запрещал ученикам проповедовать язычникам или самарянам, если они встретят их по дороге, но сначала они должны были нести благую весть избранному народу – иудеям из близлежащих местностей (ср. Рим. 1:16).

10:6 к погибшим овцам дома Израилева Ср. 15:24; Иер. 50:6. Иисус еще более конкретизировал очередность, в которой должно быть проповедано Евангелие, чем тогда, когда Он сказал, что Евангелие только для тех, кто духовно болен (9:13) и нуждается во враче (Лк. 5:31, 32).

10:7 приблизилось См. пояснение к 3:2.

10:8 даром получили, даром давайте Иисус давал им великую власть исцелять болезни и воскрешать мертвых. Если бы они продавали свои дарования за деньги, то могли бы нажить себе состояние. Но это затмевало бы благую весть, ради которой Христос послал их проповедовать. Поэтому Он запретил им брать деньги за свое служение. Хотя им было разрешено принимать пожертвования, что‑бы удовлетворять свои насущные нужды, так как «трудящийся достоин пропитания» (ст. 10).

10:9, 10 См. пояснение к Лк. 9:3. Ограничения в том, что они могли с собой взять, касались конкретно этой миссии. См. Лк. 22:36, где, посылая учеников с другой миссией, Христос дает им совершенно другие указания. Смысл даваемых здесь ограничений состоит в умении учеников доверять Господу в удовлетворении всех своих нужд посредством щедрости людей, которым они служили, а также в научении тех, кто получает благословение от служения учеников, поддерживать служителей Христа. Ср. 1Тим. 5:18.

10:13 мир Это слово эквивалентно еврейскому «шалом» и означает процветание, благосостояние или

благословение.

10:14 послушает слов ваших Главным было проповедовать о том, что Царь пришел и Его Царствие близко. Проповедь была наиболее важным делом. Знамения и чудеса должны были лишь подкреплять ее. отрясите прах от ног ваших Это был обычай иудеев: по возвращении из языческой местности в знак пренебрежения отряхнуть пыль с ног. То же самое сделали Павел и Варнава, когда их выгнали из Антиохии (Деян. 13:51). Это являлось видимым протестом и означало, что они относились к этому месту, как к языческой земле.

10:15 земле Содомской и Гоморрской Над этими городами и их окрестностями суд был произведен без предупреждения и с предельной суровостью. См. пояснения к Быт. 19:1‑29.

10:16 волков Это сравнение используется для обозначения лжепророков, которые преследуют истинных и ищут, как бы разрушить Церковь (ср. 7:15; Лк. 10:3; Деян. 20:29). См. пояснение к Лк. 10:3.

10:17 отдавать вас В данном контексте это выражение значит «предать заключенного наказанию». Преследование верующих часто являлось официальной политикой правительства. Такие гонения дают возможность проверить истинность Евангелия. Ср. Ин. 16:1‑4; 2 Тим. 4:16.

10:19 не заботьтесь См. пояснение к Лк. 12:11.

10:21‑23 Ясно, что эти стихи имеют эсхатологическое значение, которое выходит далеко за рамки непосредственной миссии учеников. Скорее всего здесь говорится о преследованиях христиан перед Вторым пришествием Христа, о котором говорится в ст. 23.

10:22 претерпевший же до конца См. пояснение к 24:13.

10:24 не выше Если страдал Учитель (Христос), то страдать будут и Его ученики. Если гнали и хулили Учителя (Христа), то будут проклинать и Его служителей. Это было предсказание гонений. Ср. Ин. 15:20.

10:25 веельзевулом Филистимляне поклонялись сатане. Это имя сатаны, князя тьмы (см. пояснения к 4Цар. 1:2; Лк. 11:15).

10:28 бойтесь... Того Лишь Бог может «погубить в геенне». Ср. 12:5. Гонители могут повредить только телу.

10:29 без воли Отца вашего Не просто «без Его ведома»; Иисус говорит, что Бог контролирует время и обстоятельства даже таких незначительных событий, как смерть воробья («малой птицы»). Даже число волос на нашей голове находится под Его контролем (ст. 30). Другими словами, Божье провидение управляет мельчайшими деталями земной жизни. Это является величайшим подтверждением могущества Божьего.

10:32 исповедает Меня Человек, который исповедует Христа своим Господом в своей жизни или, если необходимо, засвидетельствует это своей смертью, не останется без награды: Господь исповедует такого человека пред Богом. См. пояснения к 13:20; 2Тим. 2:10‑13.

10:33 См. пояснение к Лк. 12:9.

10:34 не мир... но меч Хотя конечная цель Евангелия – мир с Богом (Ин. 14:27; Рим. 8:6), непосредственным следствием проповеди Евангелия часто является конфликт. Обращение ко Христу может иметь своим результатом натянутые отношения с родственниками (ст. 35, 36), гонения и даже мученичество. Следование за Христом предполагает желание преодолевать такие трудности (ст. 32, 33, 37‑39). И хотя Он называется «князем мира» (Ис. 9:6), среди следующих за Христом не будет никого, кто бы думал, что Он призывает верующих избегать в жизни всякого конфликта.

10:35, 36 Цитата из Мих. 7:6.

10:38 креста своего Здесь впервые в разговоре со Своими учениками Иисус упоминает слово «крест» (см. пояснение к 16:21). В их воображении эти слова вызовут картину жестокой, унизительной смерти (см. пояснение к 27:31). Он требовал от них абсолютной верности (вплоть до физической смерти), призывая их к полному самоотвержению тем самым воззванием, которое они должны были провозглашать другим. Аналогичный призыв к безграничной преданности Христу повторяется в 16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23; 14:27. Для тех, кто приходит ко Христу с самозабвенной верой, уготована вечная жизнь (ст. 39).

10:40 Кто принимает вас, принимает Меня Христос живет в Своих людях. Они также приходят во имя Его как Его посланники (2Кор. 5:20). Поэтому с ними должны обращаться, как обращались бы с Ним (ср. 18:5; 25:45; Лк. 9:48).

10:41 во имя пророка… во имя праведника Здесь расширяется принцип ст. 40. Принять посланников Христа значит принять Его (ср. 25:40).

10:42 малых сих Это значит верующих. См. пояснения к 18:3‑10; 25:40.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →