Библия » Словари » Большой Библейский Словарь

Таблички Из Эблы

Таблички Из Эблы

(Eblatablets) Таблички, относящиеся примерно к 2220-2240 г. до Р.Х., обнаруженные в древнем сирийском городе Эбла, современный Телль-Мардих. Эбла была торговым центром, в котором производились ткани, шерсть, керамика, изделия из золота, серебра и других металлов. Большое количество глиняных табличек содержат экономические документы, связанные с торговыми сделками с другими городами, от Малой Азии до Египта и от Кипра до Ирана (Персия).

В этих документах перечисляются тысячи городов. Среди них — известные нам по Библии Асор, Мегиддо, Дор, Яфа, Газа и Урусалим (Иерусалим или, может быть, «город Салим»).

В одном из текстов мы встречаем также названия Содома, Гоморры и Сигора. Сигор описывается как территория Белы (см. Быт 14:2).

Согласно библейскому повествованию, Содом и Гоморра были уничтожены во времена Авраама (Быт 19:24-29); следовательно, подробности, описанные в Быт 14; Быт 19, не могли бы быть восстановлены позже, если бы не существовало предания об этих событиях. В табличках из Телль-Мардиха много имен, которые похожи на библейские, например, Аврам (ab-ra-mu), Израиль (ish-ra-ilu), Саул (sha-u-lu) и Давид (da-u-du).

Некоторые считают этот факт спорным, другие пользуются им для подтверждения достоверности библейского текста. Например, возникает вопрос, как имя «Израиль» могло употребляться за четыре или более столетий до того, как Бог дал это имя Иакову. Но в Библии не говорится, что это имя было новым. Часто в то время имя состояло из имени божества плюс глагольная форма (например, Исаия = «Яхве есть спасение»).

Родители вполне могли назвать своего ребенка ish-ra-ilu, «Бог победил», до времен Иакова. Новым в библейском повествовании был опыт личной встречи с Богом и благословение, которое было дано Иакову. Ряд имен из Эблы имеет две формы: одна — с -ilu (Иль), другая — с -уа (Ях).

Например, как сообщает Петтинато, там есть имена mi-ka-ya (Михей) и mi-ka-il (Михаил), а также другие теофорические (содержащие указание на Бога) имена. Окончание -уа, если считать его именем Бога (Яхве, Господь), тоже создает определенную проблему. Согласно Исх 6:3, Бог сказал Моисею, что являлся Аврааму, Исааку и Иакову как Всемогущий, «а с именем Моим “Господь” не открылся им». Представляется, что имя Яхве не было известно до откровения, данного Моисею на горе Синай. С другой стороны, имя Яхве много раз встречается в Книге Бытие, не только в повествовании (где оно могло быть вставлено автором или редактором позже, как было сделано со многими географическими названиями), но и в клятвах именем Яхве, и в цитатах, что показывает: имя Яхве уже использовалось. Эта проблема была поднята достаточно давно, и исследователи Библии разделились во мнениях: одни считают, что это имя не было известно до времен Моисея, другие — что оно было известно, но в свете событий исхода и горы Синай приобрело новое значение. Если толкование материалов из Эблы верно — а именно, что -уа является указанием на Бога в именах людей, — то нам приходится сделать вывод: имя Яхве было известно во времена патриархов, но его истинное значение — указание на вечного дарующего жизнь Бога — полностью открылось только после того, как Бог избавил Свой народ из египетского рабства. Материалы из Эблы, без сомнения, открыли доступ к богатой сокровищнице знаний. Пройдет еще много лет, прежде чем мы полностью используем потенциал этого открытия. Но кое-что уже ясно, и в частности — очень важные моменты: истории о патриархах в Быт 11-35 нельзя приписывать авторам VIII — VII веков до Р.Х. Просто неразумно было бы считать, что такой автор вставил в текст сотни имен и географических названий, указания на разные товары и прочие подробности, которых так много в этих главах, а потом по чистой случайности в результате современных исторических исследований обнаружились те же самые имена, названия, упоминания о торговых сделках и т. д. Документы из Эблы сделали такие теории неприемлемыми.

Смотрите также: надписи. Доказывают ли таблички из Эблы достоверность Библии? Находки из Телль-Мардиха, какими бы поразительными они ни были, не «доказывают» истинности Библии, потому что она не нуждается в археологических или каких-то иных доказательствах, порожденных человеческим разумом. Библия — это Слово Божье. Любая попытка «доказать» ее истинность лишь свидетельствует о наших сомнениях. Как и другие археологические находки, открытия из Эблы помогают нам понять, с какими людьми имел дело Бог, в каком мире они жили и как Он должен был любить их, чтобы захотеть избавить их от путей этого мира и наставить на Свой путь. Нам предстоит еще многое узнать, и материал из Эблы поможет нам в этом.

* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter