Библия » Словари » Большой Библейский Словарь

Талмуд

Талмуд

(Talmud) Слово, означающее «учиться». Это сборник произведений на еврейском и арамейском языках, содержащий толкования закона ВЗ, а также мудрые высказывания из раввинистических источников; его начали создавать вскоре после того, как умер Ездра, около 400 г. до Р.Х., а закончили приблизительно в V веке по Р.Х. Происхождение и развитие устного закона. По традиции иудеи верят, что Моисею был дан второй, устный закон, помимо первого, письменного слова; этот второй закон передавался из поколения в поколение в устной форме. Сам Талмуд претендует на древнее происхождение, а в Пиркей Авот 1:1 его авторство приписывается Моисею. Другие ученые не соглашаются с такой версией происхождения устного закона и настаивают на том, что он возник и развивался после периода Ездры. Например, у пророков, живших до изгнания, нет предостережений по поводу несоблюдения устного закона, они предостерегают против отхода от письменного откровения, данного Моисею, а значит, до вавилонского изгнания устного предания не существовало. В период, предшествовавший Ездре («книжнику, сведущему в законе Моисеевом», Езд 7:6), обучение закону велось в синагогах или школах, где одно поколение учителей сменяло другое, а толкования ВЗ накапливались и запоминались. За столетия было придумано много приемов запоминания все возраставшего количества толкований. В результате даже человек с идеальной памятью уже не мог запомнить все. Было необходимо записать основные учения предыдущих поколений, а также облегчить будущим поколениям доступ к сокровищнице мысли, религиозных чувств и мудрости, для наставления и вдохновения. Этот сборник стал известен как Талмуд, основное хранилище устного закона. Иудеи считают его вторым Писанием. Это отмеченное национальным духом произведение религиозного характера оказало огромное влияние на формирование иудейского мировоззрения. Причины возникновения устного закона. Когда завершился период пророков до изгнания, а жизнь Израиля и его отношения со внешним миром постепенно становились все сложнее, возникла необходимость в дальнейшей разработке законов Пятикнижия. Сначала считалось, что устный закон поможет людям исполнять письменное Слово Божье. Устные законы, содержащиеся в Талмуде, нацелены на две задачи. Во-первых, в них давалось толкование письменного закона. Раввины считали, что это необходимо, потому что устный закон способствует соблюдению письменного закона. Без последнего было бы невозможно соблюдать первый. Хороший пример — это запрет на работу в библейском законе о субботе. Все знали, что работать в субботу нельзя. Но раввины составили устный закон, в котором объяснялось, что входит в понятие работы. Второй аспект устного закона заключался в том, что он модифицировал и пытался адаптировать письменный закон к новой ситуации и обстоятельствам. Устный закон нужен был, чтобы сделать письменный жизнеспособным документом, ценным для каждого последующего поколения. Без устного закона письменный устарел бы. Вот почему устный закон был необходим для выполнения запретов, так же как и для проявления верности и благочестия иудеев. В самом деле, каждое поколение сталкивается с новыми общественными, политическими и экономическими условиями, что требует нового применения Слова Божьего. Но Слово Божье нельзя изменять в соответствии с личными пожеланиями или для толкования новых проблем в свете опыта прошлых веков. Нечто подобное происходило в I веке по Р.Х., когда Иисус обвинял иудейских вождей в том, что они подменяют Слово Божье своей устной традицией (Мк 7:9-13).

Основные предшественники Талмуда. Одним из древнейших способов обучения устному закону был комментарий, или Мидраш («разъяснение»), библейского текста. Если шло обучение частям ВЗ, посвященным закону, то это был Мидраш Галаха (последнее слово обозначает образ жизни).

Если речь шла не о законе, а об этических частях ВЗ или частях, связанных с поклонением, то толкование называлось Мидраш Агада («повествование»).

Ездра и его ученые помощники использовали метод мидраша, когда в 444 г. до Р.Х. была восстановлена Иерусалимская стена и они «поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. и читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем 8:7-8).

Такой устный мидраш — метод, использовавшийся многими поколениями учителей после Ездры, когда религиозные учителя были известны как «соферим» («книжники»), до примерно 200 г. до Р.Х. Этих ученых иногда называют «Великой Синагогой». Они учили тому, как «оградить» данные в откровении моральные и обрядовые законы, с тем чтобы Израиль снова не впал в невежество и идолопоклонство. Наследниками книжников выступили хасиды («благочестивые»), которые пытались поддерживать религиозное поклонение на высоком уровне. Около 128 г. до Р.Х. преемниками хасидов, в свою очередь, стали фарисеи («отделенные»).

Каждая из этих групп прибегала к методу мидраша. Количество материала, передававшегося в устной традиции, все возрастало. Последующие поколения заучивали этот материал, постоянно повторяя его. Поэтому новый метод получил название Мишна («повторение»), а учителя Мишны получили известность как таннаим или таннаи («те, кто передает устное предание»).

Мидраш и Мишна сосуществовали в течение некоторого времени. Потом настал момент, когда возникла необходимость записать устный закон Мишны, так как трудно было заучить такое количество информации. Материал был записан; эта запись стала известна как Гемара («завершение»).

Из сочетания Гемары и Мишны родился Талмуд.

Смотрите также: Гемара; закон; мидраш; тора; предание письменное; предание устное; фарисеи; Агада; Галаха.

* * * * *
В других словарях: Брокгауза Нюстрема
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter