Библия » Словари » Большой Библейский Словарь

Теократия

Теократия

(THEOCRACY) Форма правления, когда один лишь Бог признается высшей политической властью, вне зависимости от того, имеет ли Он представителя в лице человека-царя. Так, во Втор 17:14-20 сказано, что царь-человек получает престол только по воле Господа. В Древнем Израиле понятие теократического правления прошло в своем развитии несколько исторических этапов. В своей основе богословские представления сынов Израиля в Египте включали в себя веру в то, что Яхве, их особый Бог, позаботится о них лично, избавит от рабства и освободит от всех земных правителей (в частности, фараона).

Тогда они смогли бы служить только Ему (Исх 3:7-10; Исх 8:1; Исх 9:1).

Необходимо помнить, что каждодневная жизнь египетских крестьян проходила в условиях угнетения, описанных в Книге Исход. Для простого народа власть фараона означала угнетение, тяжкие работы, утрату свободы и самоуважения и многие другие вещи. По контрасту жизнь под властью Яхве означала свободу, справедливость и равенство. По прибытии в Ханаан молодые колена столкнулись с системой царского правления, сильно отличавшейся от египетской, но не менее оскорбительной. Обычно древние хананейские правители владели своими городамигосударствами и давали землю в аренду своим подчиненным. Но Израильтяне, которые заняли Ханаан под руководством Иисуса Навина, были свободными жителями земель, выделенных им по жребию, и находились в подчинении у одного только Бога. В период судей идея теократии сохраняла свой ясный и однозначный смысл. Разные группы «сынов Израиля» не были объединены никакой политической структурой. Они по-прежнему признавали правление одного лишь Яхве, и только это их объединяло. Так, когда Гедеона хотели сделать царем, он мог ответить словами, понятными каждому Израильтянину: «Господь да владеет вами» (Суд 8:23).

В этот период время от времени, по причине угрозы для того или иного колена, нужны были люди-вожди. Такие судьи обычно избирались для выполнения конкретной задачи, предотвращения неминуемой опасности, но прежде всего — чтобы вернуть народ к Господу (Суд 2:16).

Но ни один судья не принес Израилю победы благодаря своим собственным способностям. Только Яхве побеждал в сражениях; поэтому Он заслуживал верности Израиля и получал ее. Переход от эпохи судей к эпохе монархии в Израиле произошел во времена Самуила. Общественное и военное давление со стороны филистимлян создало для теократического правления Израиля громадную угрозу. Примерно в течение 200 лет до Самуила Израильтяне и филистимляне если не мирно сосуществовали, то по крайней мере избегали открытых столкновений. Но во время служения Самуила филистимляне начали открыто нападать на Израиль, желая покорить его. Конфедерация колен, которая раньше способна была успешно защитить территорию одного-двух колен от врага, оказалась неспособной противостоять филистимлянам. Стало ясно, что необходим новый тип правительства. Многие влиятельные Израильтяне пришли к мысли, что только став царством, возглавляемым царем, Израиль может выжить (см. 1Цар 8:5, 1Цар 8:19-20).

Это был момент сурового испытания для понятия теократии. В политическом и военном отношениях учреждение монархии представлялось мудрым и необходимым выбором. Но это сильно вредило традиции теократического правления. Самуил считал, что желание иметь царя — отказ от правления Яхве (1Цар 8:10-18; 1Цар 10:19).

С другой стороны, он, по-видимому, получил пророчество о Сауле и желании Бога помазать его на царство (1Цар 9:27-10:1).

Помимо пророческого помазания, Саул получил также Духа Божьего (1Цар 11:6), что весьма похоже на опыт ранних судей. Третьей составляющей права Саула на царскую власть было признание народа после его победы над аммонитянами. Хотя в Библии ясно говорится, что среди Израильтян бытовало два мнения по поводу царской власти, — Бог явно избрал Царя и сообщил о Своем выборе через вестника-пророка. Однажды Божьему народу больше не понадобится человек-царь. Об этом рассказывается в Книге Иезекииля (Иез 40-48).

Бог будет править Своим народом через священников из рода Садока. Подобные идеи проводились через произведения Аггея и Захарии в 520 г. до Р.Х. Это было чрезвычайно важной особенностью жизни иудеев после изгнания и придавало иудейскому обществу неповторимый характер. В Книге Ездры теократия представлена как норма для иудеев, и в последующий период священники играли очень важную роль в жизни народа. Хотя при Селевкидах народ имел и гражданское правительство, люди ждали истинного царя, потомка Давида. Этот человек, Мессия, должен был стать Князем мира, Который искупит Израиль и возродит древние ценности завета: справедливость, правду и равенство.

Смотрите также: царь.

* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter