Библия » Словари » Большой Библейский Словарь

Тимофею 2-е Послание

Тимофею 2-е Послание

(Timothy, Second Letterto)

Подразделы статьи

Автор
Место и дата написания
Исторический контекст
Содержание

Автор. Многие из тех, кто отрицает, что пастырские послания написал Павел, признают, что 2 Тимофею содержит несколько подлинных Павловых фрагментов в многочисленных личных отсылках этого письма. Но свидетельства в пользу авторства Павла намного убедительнее, чем свидетельства против него. (Об авторстве пастырских посланий см. «Тимофею 1-е послание».) Дата и

Место написания

Павел находился в темнице, когда писал это послание к Тимофею; во 2Тим 1:15-18 в частности говорится, что он находился в Риме и что Онисифор остался верен ему, в то время как все остальные асийцы оставили его. Во 2Тим 2:9 снова упоминается, что он в темнице за проповедь Благой Вести. В конце послания, во 2Тим 4:6, Павел вновь говорит о своем заключении — без надежды на освобождение.
2 Тимофею — нечто вроде завещания апостола. С ранних времен существует достоверное предание 0 мученичестве Павла в Риме при Нероне. Таким образом, место написания 2-го послания Тимофею — Рим. Послание было адресовано Тимофею в Ефес, как ясно из самого текста. Что касается года написания, то возможны две даты. В 64 г. по Р.Х. случился большой пожар в Риме, и Нерон попытался обвинить в поджоге христиан. Возможно, Павел погиб именно тогда. Сам Нерон умер в 67 г., так что послание составлено не позже этой даты. Послание было написано между 64 и 67 г. по Р.Х., скорее — в начале этого периода. Исторический контекст. С момента написания 1 Тимофею Павел совершил еще несколько путешествий и снова попал в темницу в Риме. Смотрите: соответствующий раздел статьи «Тимофею 1-е послание».

Содержание

Приветствие (2Тим 1:1-2).

Как было принято в древних письмах, автор сначала называет свое имя. Далее он описывает себя как апостола, принадлежащего Иисусу Христу, которому поручено поведать всему миру о вечной жизни, предлагаемой Богом через веру в Иисуса Христа. Павел напоминает о своем авторитете и кратко формулирует суть подлинно христианской веры. Послание адресовано Тимофею, «возлюбленному сыну». Далее следует тройное благословение: «благодать, милость, мир» от Бога Отца и Его Сына, Иисуса Христа. Как и во всех своих посланиях, Павел меняет традиционное греческое приветствие на одно из величайших богословских понятий — «благодать» и добавляет греческий перевод традиционного еврейского приветствия — «мир». Здесь, как и в 1 Тимофею, он добавляет третье великое слово — «милость». Призыв к Тимофею быть хорошим служителем (2Тим 1:3-2:13).

Павел начинает с того, что сообщает Тимофею, как часто благодарил за него в молитвах Бога, Бога его отцов, быть угодным Которому было высшей целью его жизни. Павел выражает большое желание видеть Тимофея, в особенности когда вспоминает их печальное прощание. Павел напоминает Тимофею о его великой вере в Господа, унаследованной им от двух благочестивых женщин: его матери Евники и его бабки Лойды. В Деян 16:1-3 говорится, что мать Тимофея была верующей иудеянкой, а отец — греком, или язычником. Он не позволил сделать своему сыну обрезание в детстве. Но веру сын унаследовал от матери. Когда Павел решил взять Тимофея с собой во время второго миссионерского путешествия, он велел ему сделать обрезание, чтобы ничто не препятствовало Тимофею проповедовать иудеям. Таким образом, Тимофей был духовным наследником Лойды, Евники и самого Павла. «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим 1:6).

В 1Тим 4:14 сказано, что дарование дано Тимофею «с возложением рук священства». По-видимому, имеется в виду формальный обряд рукоположения, когда Тимофей был сделан проповедником Благой Вести посредством молитвы и возложения рук. Должно быть, Тимофей никогда не забывал об этом торжественном моменте и воспоминание о нем всю жизнь наполняло его силой и смелостью. Он был воистину человеком Божьим, исполненным Божьего Духа и не боявшимся работать для Христа. Тимофей может пострадать за свою веру, но он должен находить силы в воспоминаниях о страданиях и заключении своего духовного отца, Павла. Бог даст Тимофею мужество вытерпеть страдания, как Он дал его и Павлу. Далее Павел напоминает Тимофею, как Бог спас его и Павла и как Он избрал их от века, чтобы поведать другим о любви Бога, спасающей через Иисуса Христа, пришедшего вовремя для совершения этого спасения, для низвержения сил смерти и указания пути к вечной жизни. Павел, конечно, знал, что Тимофей верит, но еще важнее было то, во что он верил, — Иисус Христос. Несмотря на множество вещей, в которых Павел не был уверен, он мог быть совершенно уверен во Христе. Павел также был уверен, что Христос сможет сохранить вверенное ему — до того дня, когда Павел и Иисус увидятся друг с другом. Павел был уверен в этом и призывал Тимофея иметь такую же уверенность. Итак, Павел призывает Тимофея придерживаться того образца веры, которому научил его Павел, — основам христианского учения, в особенности что касается Иисуса Христа, вере в Него и любви к Нему. Он должен тщательно хранить этот дар, с помощью Святого Духа. Затем Павел поделился с Тимофеем своим великим сожалением: все христиане из римской провинции Асия, столицей которой был Ефес, покинули его. Павел упоминает двух дезертиров, Фигелла и Ермогена. Очевидно, Тимофей был знаком с ними. Им Павел противопоставляет доброго человека Онисифора (см. также 2Тим 4:19), который был чудесным и верным помощником Павлу в Ефесе и в Риме. Павел снова призывает Тимофея крепиться силой, данной ему Христом (2Тим 2:1).

Тимофей должен передавать христианские истины другим и воспитывать их, чтобы они передавали эти истины дальше. Вероятно, Павел прежде всего думает о старейшинах и диаконах (см. 1Тимофею).

Павел приводит три убедительных примера, призывая Тимофея отдавать все силы христианскому служению. Он должен бороться и страдать, как настоящий воин, участвовать в соревновании, как настоящий спортсмен, и трудиться, как хороший земледелец. Награда ждет его, если он хорошо справится с обязанностями. Все эти три примера использовал Иисус, а также другие авторы НЗ. Среди этих призывов Павел дает краткую формулировку своей христологии, во 2Тим 2:8-10. Иисус был воистину человеком и воистину Богом. Ересь — отрицать либо полноту человечности, либо полноту Божественности Христа, хоть разум человека и не способен воспринять тайну воплощения. Этот Богочеловек умер и воскрес из мертвых. Предостережения против ереси (2Тим 2:14-4:5).

Этот раздел начинается с утверждения: «Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что ни мало не служит к пользе, а к расстройству слушающих». Существуют еретические верования, которые должны быть решительно осуждены, но христиане не должны спорить друг с другом о незначительных проблемах. Так христиане могут рассердиться на других христиан и потратить время на борьбу друг с другом вместо борьбы с сатаной. Тимофей должен был стараться стать хорошим служителем, заслужить одобрение Учителя, знать истины Его слова. Упоминаются имена двух еретиков, Именея и Филита. Филит в НЗ упоминается только здесь. Об Именее идет речь также в 1Тим 1:20, вместе с другим еретиком, Александром; к тому моменту они оба были преданы Павлом сатане, то есть отлучены от церкви. Эти еретики учили, что воскресение верующих уже состоялось (2Тим 2:18).

Эта ересь подрывала надежду христиан на воскресение в последние времена, в результате которого верующие войдут в вечность. Эти еретики отрицали реальность такого воскресения и считали, что воскресение — нечто уже случившееся. Павел разными способами убеждает Тимофея показать себя верным слугой Божьим, человеком, знающим Бога и живущим истинами слова Божьего. Он должен избегать дурных мыслей, которые так часто посещают молодых людей, и искушения ссор. Он должен быть кротким, терпеливым и смиренным, стараться уберечь свой народ от ловушек сатаны. Во 2Тим 3:1-9 Павел строжайшим образом осуждает еретиков в церкви. Они ходят в церковь, но не верят в христианские истины. Они не ведут христианского образа жизни и пытаются отвратить других от их верований и практик. Павел сравнивает еретиков своего времени с египетскими магами из Исх. 7 (которых называет Ианнием и Иамврием согласно иудейскому преданию).

Еретики времен Тимофея не смогут одолеть истину, как Ианнию и Иамврию не удалось победить Бога и Его глашатая Моисея. Павел противопоставляет свою собственную жизнь и верования верованиям еретиков. Его самого преследовали еретики, еще во время первого миссионерского путешествия, но он продолжал проповедовать истину и привел многих ко Христу. Тимофей должен следовать примеру Павла. Лучший способ преодоления ересей — это тщательное изучение Слова Божьего. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим 3:16-17).

Павел торжественно наказывает Тимофею верно и старательно проповедовать это Слово. Многие не захотят прислушаться к истинам Библии, но Тимофей должен стараться исправить их поведение, увещевать их, пусть даже это навлечет гонения на него самого. Вера и надежда Павла (2Тим 4:6-18).

Павел пишет все эти многочисленные наставления Тимофею, потому что знает: ему осталось недолго жить на земле. «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (2Тим 4:6).

Он оглядывается назад с чувством удовлетворения, потому что жизнь его была полна преданного служения и веры. Так что вперед он смотрит с уверенностью, веря в получение венца в вечности. Такая вера позволяет Павлу мужественно встретить смерть, и такая же вера поможет всем христианам, для которых второе пришествие — благословенная надежда. Павел призывает Тимофея к себе в Рим. Лука — единственный из друзей, оставшийся с ним. Павел сообщает Тимофею и о других друзьях, которые были с ним, но теперь покинули его. Один из них, Димас, оказался отступником. Крискент, Тит и Тихик отправились в другие города. Павел просит Тимофея привезти ему плащ, оставленный у Карпа в Троаде, а также книги, в особенности на пергаменте (вероятно, копии Писания, Ветхого и Нового Завета).

Павел предостерегает Тимофея от дурного человека, медника Александра (см. 1Тим 1:20).

В момент первого суда над Павлом все друзья оставили его. Но Бог был с ним и спас его. Павел получил возможность проповедовать Благую Весть, чтобы ее услышал весь мир. Заключительные приветствия (2Тим 4:19-22).

Павел передает привет ряду друзей в Ефесе. Он приветствует Тимофея от имени римских христиан, с которыми он, по-видимому, был знаком. Он призывает Тимофея постараться приехать до зимы, когда путешествие станет трудным или невозможным. Он завершает послание кратким благословением: «Господь Иисус Христос со духом твоим».

Смотрите также: Павел; Тимофею 1-е послание; Титу послание.

* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter