В переносном смысле это образец, пример либо зла, которого следует избегать (1Кор 10:6-11), либо добра, которому следует подражать (Флп 3:17; 2Фес 3:9; 1Тим 4:12; Тит 2:7; 1Пет 5:3).
Типология как область библеистики изучает, каким образом некая действительность ВЗ предвосхищает то, о чем говорится позже, обычно только в НЗ. Изначальная, исходная действительность называется типом (образом, прообразом, прототипом), а предвосхищаемое ею явление антетипом, исполнением, реализацией. Тип или (про)образ отличается от символа тем, что он всегда предвосхищает будущее, тогда как символ может относиться к прошлому, настоящему или будущему. Типологические соотношения могут устанавливаться, например, для лиц, поступков, предметов, явлений или событий, которые обладают мессианским смыслом и соотносятся со спасением. Вот некоторые библейские примеры типологических отношений. Змей, поднятый на шест в пустыне для исцеления Израильтян, предвосхищал Иисуса на кресте, несущего спасение миру (Ин 3:14; Чис 21:9).
Пасхальный агнец (Исх 12:1-13) — образ Христа (1Кор 5:7).
Скала, из которой Израиль пил в пустыне (Исх 17:6), предвещает Христа (1Кор 10:3-4).
В Рим 5:14 Адам назван «образом будущего», то есть Христа. Послание к евреям приводит множество образов, предвосхищающих Мессию и Его служение. Все жертвы, которых требовал ритуальный закон, данный Богом на горе Синай, указывают на аспекты личности и деяний Иисуса. Кровь, которой окропляли жертвенник, символизирует кровь Того, Кто умер за всех (Евр 9:12-22).