Подразделы статьи
АвторАдресат
Дата
Задача и учение
Содержание
Автор. Хотя это послание начинается с имени Павла и приветствий от него (Тит 1:1-3), современные ученые усомнились в авторстве Павла на основании языка и стиля послания, отраженной в нем ситуации в церкви и того, как в нем подается христианское учение. Но выдающиеся ученые и внимательные исследователи отстаивают авторство Павла, потому что не было бы смысла для кого-либо писать это послание от имени Павла после смерти самого апостола. Разница между этим письмом и другими посланиями Павла объясняется в разделе «Автор» из статьи «Тимофею 1-е послание». Адресат. Тит, вероятно, был одним из самых близких к Павлу и ценных его соратников. Павел называет его (2Кор 8:23) «мой товарищ и сотрудник». Согласно Тит 1:4, он был обращен Павлом. Из Гал 2:1-4 ясно: случай с Титом доказал, что для обращения в христианство язычникам не нужно обрезание. В тот момент Тит был в Иерусалиме с Павлом и Варнавой. Значительно позже, во время третьего миссионерского путешествия Павла, он выполнил для Павла два деликатных поручения в Коринфе: сначала уладил напряженные отношения между апостолом и коринфскими христианами, потом провел сбор для Иерусалимской церкви (2Кор 2:12-13; 2Кор 7:5-16; 2Кор 8:1-24).
Если 2Тим 4:9-18 было написано в конце жизни Павла, то Тит отправился в Далматию после написания этого письма. Дата. Датирование этого послания — сложная проблема. Апостол оставил Тита на Крите для продолжения своей работы (Тит 1:5).
Павел ненадолго остановился на Крите во время путешествия в Рим (Деян 27:7-13), но, вероятно, это не тот случай. В Тит 3:12 упоминается поездка Тита в Никополь (вероятно, Никополь в Эпире, Греция), так как Павел решил провести там зиму. Многие исследователи склонны считать, что после первого заключения Павла в Риме (Деян 28:16-31), он был освобожден и нес служение в разных местах (в том числе в Испании, на Крите и в Греции).
Потом он был арестован, заключен в темницу во второй раз и казнен. Те, кто считает, что Павел не был автором Послания к Титу, датируют его, наряду с 1 и 2 Тимофею, временем жизни следующего поколения. Задача и учение. Хотя это послание обращено к конкретному соратнику апостола, сведения личного свойства и увещевания в нем сведены к минимуму. Прежде всего Павла заботит судьба растущих и развивающихся церквей на Крите. Им угрожали лжеучения, которые, по-видимому, содержали в себе иудейский элемент, аскетические моменты и множество спорных спекулятивных рассуждений (Тит 1:10, Тит 1:14-15; Тит 3:9).
Короче говоря, это, по-видимому, была какая-то ранняя форма иудейского гностицизма. Сторонники этого учения распространяли его «из постыдной корысти» (Тит 1:11).
Тит и другие избранные им старейшины должны были отвергать ложное учение и давать верующим учение здравое (Тит 1:9).
Хотя содержание этого здравого учения не уточняется, скорее всего, это Божья благодать, спасающая во Христе, обновляющее действие Святого Духа и будущее пришествие Господа Иисуса (Тит 2:11-13; Тит 3:4-7).
В этом послании постоянно делается акцент на образе жизни, свидетельствующем об истинности Благой Вести, с применением для разных групп в христианском обществе: мужчин и женщин старшего возраста, молодых женщин, молодых мужчин, рабов.
Содержание
Приветствие (Тит 1:1-4).Приветствие исходит от Павла — апостольство которого описывается как служение Благой Вести, дарующей веру и укрепляющей познание истины и благочестие жизни, — и обращено к Титу, «истинному сыну по общей вере». Работа Тита во Христе (Тит 1:5-9).
Тит был оставлен на Крите, чтобы продолжить дело Павла и назначить старейшин в каждой церкви (Деян 14:23).
Эти старейшины названы также епископами (Деян 20:17,28), то есть надзирающими за церковью. Описываются необходимые для этих людей качества (см. также 1Тим 3:2-7).
Отношение к лжеучениям (Тит 1:10-16).
Последние слова предыдущего раздела касаются обязанности старейшин «наставлять в здравом учении и противящихся обличать». Противящиеся были людьми, развращающими «целые домы», учение которых не было истинным. Павел утверждает, что эти люди презрительно относятся к критянам и в своей собственной жизни не проявляют такого знания Бога, на которое претендуют. Провозглашение истинного учения (Тит 2:1-10).
Тит в особенности обязан «говорить то, что сообразно с здравым учением». Он должен призывать стариков быть бдительными (Тит 2:2), а пожилых женщин — вести благочестивый образ жизни (Тит 2:3).
Эти женщины, в свою очередь, должны наставлять молодых женщин жить в чистоте и любви в своих домах, чтобы никто не злословил Слова Божьего (Тит 2:4-5).
Молодые люди должны контролировать свое поведение (Тит 2:6), а сам Тит должен подавать пример собственной жизнью, чтобы его оппоненты не смогли ничего сказать дурного о христианах (Тит 2:7-8).
Наконец, рабов следует учить повиновению хозяевам, доброму и честному служению, «дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога» (Тит 2:10).
Божья благодать (Тит 2:11-15).
Все сказанное подводит нас к великому заявлению о замысле откровения Божьей благодати в Иисусе Христе: принести спасение всем, кто окончательно порвет с безбожной чувственной жизнью и будет жить праведно, постоянно ожидая нового пришествия «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». Их жизнь покажет, что они — собственный народ Бога, всегда жаждущий поступать праведно. Праведное поведение (Тит 3:1-8).
В этой части письма Павел призывает Тита сообщить критским христианам, что они должны подчиняться правительству (см. Рим 13:1-7; 1Пет 2:13-17) и честно трудиться на благо общества. Опять подчеркивается важность образа жизни — в частности, учтивость, готовность жить в мире с другими. Такой образ жизни вызывается духовным преображением. Средство этого преображения — спасительные деяния Христа, не заслуженные, но исключительно из Его милости. Он принес очищение от греха, «возрождение и обновление Святым Духом». Последние замечания и приветствия Павла (Тит 3:9-15).
В этом последнем разделе Павел призывает Тита избегать всех, кто спорит о вопросах веры ради самих споров. Он также наставляет Тита, как поступать с теми, кто создает расколы. Далее Павел сообщает Титу, что пошлет к нему Артему (не упоминаемого больше в НЗ) или Тихика. Он призывает Тита позаботиться об Аполлосе и Зине, если те приедут на Крит. Сам Тит должен был встретиться с Павлом в Никополе до зимы. Послание завершается призывом к «добрым делам» и плодотворной духовной жизни.
Смотрите также: Павел; Тимофею 1-е послание; Тимофею 2-е послание; Тит №1.