Библия » Словари » Большой Библейский Словарь

Тора

Тора

(Torah) Слово, которое в ВЗ переводится как «закон» и происходит от еврейского корня yarah — «бросать» или «стрелять». Слово передает идею наставления, управления. В иудейской традиции оно наиболее часто обозначает текст первых пяти книг Библии, так называемого Пятикнижия. Но это слово имеет и более широкое значение, отраженное в ВЗ, — все указания, исходящие от Бога. В НЗ torah — переведенное греческим словом nomos — тоже может обозначать либо закон Моисея (Рим 7:14), либо закон вообще (Рим 9:31).

Для иудеев закон включал в себя то, что называлось «устная Тора», то есть высказывания раввинов и уважаемых отцов иудаизма, сохранявшиеся на протяжении веков. Такая устная традиция, не входящая в канонические книги ВЗ, была создана с целью истолкования текстов закона, чтобы людям легче было выполнять Божью волю. Часто этот метод приводил к снижению требований закона посредством его истолкования. Без поклонения в храме, священства и жертвоприношений — которые предписаны в Торе, — такой компромисс стал неизбежен. К моменту пришествия Христа такие традиции твердо укоренились в обществе и для многих иудеев были более обязательными законами, чем Тора, данная Моисею (см. Мк 7:3).

Фарисеи считали, что именно неспособность иудеев соблюдать Тору привела к великому вавилонскому плену в VII веке до Р.Х. Кроме того, они обычно учили, что, пока все иудеи не будут преданно исполнять Тору, Мессия на землю не придет. Для саддукеев Тора составляла лишь часть ВЗ, который они признавали как Писание. Но они тяготели к принижению сверхъестественных моментов Пятикнижия. Они не верили в воскресение, и Иисус Христос возражает им, цитируя утверждение из Торы о вечной жизни (Мф 22:31-32).

С древнейших времен чтение Торы в синагоге сопровождалось торжественной церемонией. Быть вызванным для чтения священного свитка было великой честью. Свиток был написан на еврейском языке высококвалифицированным умельцем, называемым sofer, или книжник. Тора хранилась в свитках, спрятанных в футляры из кожи чистых животных. Концы свитка обычно делались из дерева, серебра или слоновой кости. Концы свитков часто представляли собой настоящие произведения искусства и были богато украшены драгоценными металлами и камнями. человек, читавший свиток, пользовался тонкой указкой, называемой yad. Указка использовалась для сохранности свитка, который быстро пришел бы в негодность, если бы по тексту постоянно водили пальцами. Кроме того, использование указки сводило к минимуму ошибки при чтении вслух: читающий мог потерять место, где он сделал паузу, и упустить несколько слов из священного Божьего откровения. Среди ортодоксальных иудеев считается, что Тора — дар Бога Израилю, а язычникам не обязательно исполнять ее требования. Но Маймонид, средневековый иудейский ученый, учил, что язычники тоже подчинены завету, заключенному Богом с Ноем. Обычно с этим заветом связывается семь заповедей, а именно: воздержание от идолопоклонства, кровосмешения, кровопролития, богохульства, несправедливости, грабежа и поедания плоти живых животных. Новый завет утверждает, что Тора, хоть она и была необходимым этапом в замысле искупления, никогда не была способна дать людям спасение на основании повиновения закону. Хотя, по-видимому, в Лев 18:5 говорится о необходимости вырабатывать праведность, безупречное исполнение Божьей воли для грешного человечества недостижимо. В ВЗ ясно говорится о роли благодати в искуплении: великий патриарх Авраам был искуплен верой (Быт 15).

Так как этот завет появился на 400 лет раньше Торы, он неизменно свидетельствует, каким образом Бог принимает грешников. Закон прежде всего должен показать людям их греховность и привести их ко Христу (Гал 3:24).

Знакомясь с требованиями закона, грешник убеждается в своей великой греховности (Рим 7:7) и ищет Божью благодать во Христе. Понятно, что Иисус Христос с большим уважением относился к Торе, и Его служение было исполнением ее содержания. Это великое дело удовлетворения требованиям закона вменяется в праведность всем, кто верит во Христа; Он — конец закона, чтобы все, кто приходит к Нему в вере, были оправданы (Рим 10:4).

Смотрите также: закон; иудаизм; талмуд.

* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Тофел →