Библия » Словари » Библейский словарь Гёце

Закон

Закон

Закон есть сумма заповедей и предписаний, данных Богом Его народу Израилю.Бог заложил основы Своей воли, без сомнения, и в сердцах язычников (Рим 2:15); но выражение ее в словах является большим преимуществом Израиля. Основание закона — те десять заповедей, которые Бог дал народу Сам при заключении с ними завета у Синая (Исх 20:2−17) и повторно (Втор 5:6−21). Первая таблица говорит нам о том, каков нам долг по отношению к Богу, потому что: Он — один, Он — Дух; имя Его свято, для служения. Ему нужен день покоя; Он определил Своими представителями в человеческой семье родителей. Вторая таблица предписывает обязанности по отношению к ближнему: к его жизни, его брачному союзу, его собственности, его правам, и предостерегает от нарушения этих обязанностей, требуя от человека господства над своими похотями. К этим основным заповедям присоединяются отдельные предписания для богослужения, известных для него мест, определенных священнослужителей, жертв, праздничных времен, а также для соблюдения законности и для гражданской жизни в Израиле (см. кн. Исх. — Втор.). На священнослужителей и пророков Израиля возложена обязанность воспитывать в народе уважение к соблюдению законов, внушать народу необходимость послушания. Они делают эго не только путем указания на благословение, обещанное за неуклонное следование закону, и на проклятие, грозящее его нарушителям (Втор 28:1), но в особенности постоянным напоминанием о долге благодарности Богу, совершившему великие дела для Израиля. Втор 6:12, Втор 8:5, Втор 10:20. Мих 6:4.

Пророки указывают народу главным образом на то, что внешнее соблюдение закона не имеет цены, если сердце не предано Богу и не побуждает к действиям. Ис 1:11; Иер 7:1; Пс 50:1.

Многочисленны те места, где прославляется величие закона и приносится благодарение Богу за этот дар. Пс 19:8...

И особенно Пс 118:1.

В Новом Завете закон выступает в новом освещении, ибо Иисус пришел для того, чтобы приготовить Богу-Отцу народ, который побуждается к исполнению воли Божией не внешними предписаниями, но зовом сердца, озаренного Духом Божиим и влекущего к безукоризненному служению Богу.

Это предсказано уже в Ветхом Завете. Иер 31:33. Иез 36:27.

Иисус говорит в нагорной проповеди, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить (Мф 5:17), т. е. помочь проводить его в жизни в совершенстве, и развивает эту мысль в ст. Мф 5:21−48.

Совершенное исполнение закона возможно только тому, у кого в сердце живет совершенная любовь к Богу и ближнему; поэтому Господь Иисус дает Своим новую заповедь. Ин 13:34. Но как любви нельзя приказывать, то ясно, что Иисус думает при этом о предоставлении Своим этого дара. Рим 5:5, Рим 13:10.

В то же время, Своею искупительною жертвою внутренно примирив Своих с Богом, Он поставил их пред Ним для совершенного служения в Духе и истине, после чего делается излишнею ограда внешних богослужебных предписаний, окружавшая израильтян в Ветхом завете (заповедь о субботе, храмовые церемонии при жертвоприношениях, правила внешнего очищения и т. д.). Мф 12:8, Мф 15:11, Мф 15:20, Мф 23:23; Рим 10:4.

Значение закона по учению Апостолов:

Закон есть детоводитель ко Христу (Гал 3:24); вместо того, чтобы помогать мне поступать правильно, он обнаруживает только силу моих похотей и мое бессилие преодолевать греховные побуждения плоти; мало того: возвещая мне волю Божию, он делает меня еще виновнее, заставляя всей душою искать спасения. Рим 3:19, Рим 7:7, Рим 8:7; 1Кор 15:56.

От уз закона и от греха мы освобождаемся через общение со Христом в Духе, ибо Христос примирил нас, с Богом: закон уже не может нас обвинять; через Духа мы внутренно соединены с Богом и можем исполнять Его волю. Теперь нашим законом становится любовь, не в смысле предписания, но в смысле силы, побуждающей изнутри и дающей способность жить по воле Божией. Рим 8:2, Рим 10:4; 2Кор 5:14; Рим 8:14; 1Тим 1:5; Гал 4:5, Гал 2:20; Рим 8:4.

Как Иисус Своею жертвенною смертью исполнил ветхозаветный закон об искуплении и примирении, видно из послания к Евреям, гл. 9 и 10, где крестный подвиг Христов описан, как совершенное дело искупления. Евр 9:12−14.


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter