Библия » Словари » Библейский словарь, В.П. Вихлянцев

Имя

Имя

В библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт 17:5, Быт 17:15; 1Пар 22:9; Иер 20:3; Деян 13:8; Флп 2:9-10; Евр 1:4; Евр 7:2). Теперь имя человеку и предметам зачастую дается как метка, знак, с целью отличить их от других без учета значения того слова, которое становится именем (в этом смысле можно было бы присваивать, например, и просто номера), но совсем не так было в древности (и особенно в еврейском языке). И это очень важно для правильного понимания Священного Писания. Тогда имя выбиралось не по красоте звучания, но всегда было характеристикой человека или предмета, например:

• Авраам (отец множества),

• Бенони (сын скорби),

• Вениамин (сын счастья),

• Галгал (колесо, круг),

• Иаков (держащий за пяту),

• Исав (волосатый),

• Мессия (Помазанный),

• Мицпа (наблюдение),

• Моисей (спасенный из воды),

• Рама (высота) и т.д.

В этом же смысле Адам дал имена всем животным — охарактеризовал их (Быт 2:20).

Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, может быть, было дано позже?), например:

• Гаал (непринятие, бунт),

• Гедеон (срубающий),

• Гоморра (потопление, погружение),

• Давид (возлюбленный),

• Дина (суд),

• Евтих (удачливый),

• Иаков (вытесняющий, выживающий),

• Идифун (восхваляющий),

• Исаак (он будет смеяться),

• Ханаан (подвластный) и т.д.

Именно в этом характеристичном и судьбоносном смысле Иаков обратился к Ангелу Божию: Скажи имя Твое (Быт 32:29, ср. Суд 13:17); также и мы, когда говорим Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого, имеем в виду не название Бога, а Его значение для нас, Его полноту (ср. Ин 3:18).

Поскольку имя в древнем еврейском языке несло характеристику, значение именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих событий. Не случайно, поэтому, что при переводе Священного Писания, многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные (см., например, следующие):

Авимелех, а

Амелсар

Апарсы

Асир, г

Асор, в

Афарим

Баит

Беф-Мерхат

Битрон

Гагедолим

Гад, в

Галменюхот

Гаммифкад

Гараккахим

Гарми

Гацорфий

Гоим

Горенгаатад

Даги

Дума, в

Емек

Иарев

Иекев-Зив

Иеминий

Иесод

Иефер, г

Изреель, д

Иосафата долина

Ир-Мелах

Иудия

Кедумим

Манахаф, а

Мени

Менуха

Меонним

Мефег-Гаама

Мизгав

Милло

Мифоар

Мицпа

Мицфа

Море, а

Овил

Рабсак

Рабсарис

Регем-мелех

Самгар-Нево

Севина

Села-Гаммахлекоф

Ситтим, б

Соферийцы

Сур, б

Тавифа

Тартан

Фарурим

Фирия, а

Фихол

Харашима

Хен

Хозай

холм (см. также Цоан, Шафир; исключение: венец дома Иоава).

В Священном Писании в коротком имени часто заложен широкий смысл. Так, именем сынов патриархов зачастую обозначаются не только имена их ближайших отпрысков, но и названия земель, которые населяли их потомки. В Быт 10:4 Иаван означает Грецию; Киттим — Кипр; Фарсис — далекие страны, Испанию; в Быт 10:6 Мицраим означает Египет; Ханаан — Палестину и т.д. (ср. Иез 27:13). Также и в Быт 25:2; Быт 25:13; 1Пар 1:13-15 (ср. народы древней Палестины).

Именем одного человека в Священном Писании часто обозначается целая группа людей — род, семья, поколение (см. например, Хареф, Хашум). Так, в Неем 3:1 почти каждое имя — это группа (ср. ст. 18), также и в Неем 10:1 — среди приложивших печати есть много имен людей, живших задолго до Неемии, но их именем обозначен их род. Также и в 1Пар 9:11 сказано: поселился Азария, хотя он был первосвященником при Иоакиме, а поселились в Иерусалиме его потомки (см. также Шевуил, а). В Суд 8:2 Гедеон назвал себя (то есть весь свой народ) именем своего предка — Авиезером (Суд 6:11), а всех остальных израильтян — Ефремом. Израилем в Библии называются все израильтяне, а Адамом — весь род человеческий.

Отсюда легко понять то обстоятельство, что в древности некоторого человека могли назвать именем его отца или предка — например, в 3Цар 15:6 именем Ровоам назван его сын Авия, а Пс 73:1, Пс 78:1, Пс 79:1 названы псалмами Асафа, хотя были написаны после него (см. Асаф, б). То же, по-видимому, можно сказать и о некоторых псалмах Давида (см. также Ахимелех, а; Екклесиаст, Иодай, а).

Имя по закону человеку давалось на восьмой день после его рождения (Лк 1:59; Лк 2:21), но в дальнейшем могло меняться (Руфь 1:20; Иер 20:3; Ин 1:42), поэтому, видимо, многие люди называются в Библии разными именами: Азария — Озия, Ана — Мааха, Мемфивосфей — Мериббаал, Гедеон — Иероваал и т.д.

Имя можно восстановить (Руфь 4:5, Руфь 4:10), имя можно и изгладить (Пс 9:6; Откр 3:5). Словом имя, поэтому, в Откр 11:13, по-видимому, названа не отдельная личность, а целая линия потомков.

Имя Господа было предсказано задолго до Его рождения (Ис 7:14; Ис 8:8; Ис 9:6; Иер 23:6) и сказано Иосифу перед самым Его рождением (Мф 1:21). (см. Адонаи, Библия, Ваал, а; Мелех, сын, язык)

* * * * *
В других словарях: Никифора Гёце
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
← Имрий
Инде →