• Авраам (отец множества),
• Бенони (сын скорби),
• Вениамин (сын счастья),
• Галгал (колесо, круг),
• Иаков (держащий за пяту),
• Исав (волосатый),
• Мессия (Помазанный),
• Мицпа (наблюдение),
• Моисей (спасенный из воды),
• Рама (высота) и т.д.
В этом же смысле Адам дал имена всем животным — охарактеризовал их (Быт 2:20).
Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, может быть, было дано позже?), например:
• Гаал (непринятие, бунт),
• Гедеон (срубающий),
• Гоморра (потопление, погружение),
• Давид (возлюбленный),
• Дина (суд),
• Евтих (удачливый),
• Иаков (вытесняющий, выживающий),
• Идифун (восхваляющий),
• Исаак (он будет смеяться),
• Ханаан (подвластный) и т.д.
Именно в этом характеристичном и судьбоносном смысле Иаков обратился к Ангелу Божию: Скажи имя Твое (Быт 32:29, ср. Суд 13:17); также и мы, когда говорим Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого, имеем в виду не название Бога, а Его значение для нас, Его полноту (ср. Ин 3:18).
Поскольку имя в древнем еврейском языке несло характеристику, значение именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих событий. Не случайно, поэтому, что при переводе Священного Писания, многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные (см., например, следующие):
Авимелех, а
Амелсар
Апарсы
Асир, г
Асор, в
Афарим
Баит
Беф-Мерхат
Битрон
Гагедолим
Гад, в
Галменюхот
Гаммифкад
Гараккахим
Гарми
Гацорфий
Гоим
Горенгаатад
Даги
Дума, в
Емек
Иарев
Иекев-Зив
Иеминий
Иесод
Иефер, г
Изреель, д
Иосафата долина
Ир-Мелах
Иудия
Кедумим
Манахаф, а
Мени
Менуха
Меонним
Мефег-Гаама
Мизгав
Милло
Мифоар
Мицпа
Мицфа
Море, а
Овил
Рабсак
Рабсарис
Регем-мелех
Самгар-Нево
Севина
Села-Гаммахлекоф
Ситтим, б
Соферийцы
Сур, б
Тавифа
Тартан
Фарурим
Фирия, а
Фихол
Харашима
Хен
Хозай
холм (см. также Цоан, Шафир; исключение: венец дома Иоава).
В Священном Писании в коротком имени часто заложен широкий смысл. Так, именем сынов патриархов зачастую обозначаются не только имена их ближайших отпрысков, но и названия земель, которые населяли их потомки. В Быт 10:4 Иаван означает Грецию; Киттим — Кипр; Фарсис — далекие страны, Испанию; в Быт 10:6 Мицраим означает Египет; Ханаан — Палестину и т.д. (ср. Иез 27:13). Также и в Быт 25:2; Быт 25:13; 1Пар 1:13-15 (ср. народы древней Палестины).
Именем одного человека в Священном Писании часто обозначается целая группа людей — род, семья, поколение (см. например, Хареф, Хашум). Так, в Неем 3:1 почти каждое имя — это группа (ср. ст. 18), также и в Неем 10:1 — среди приложивших печати есть много имен людей, живших задолго до Неемии, но их именем обозначен их род. Также и в 1Пар 9:11 сказано: поселился Азария, хотя он был первосвященником при Иоакиме, а поселились в Иерусалиме его потомки (см. также Шевуил, а). В Суд 8:2 Гедеон назвал себя (то есть весь свой народ) именем своего предка — Авиезером (Суд 6:11), а всех остальных израильтян — Ефремом. Израилем в Библии называются все израильтяне, а Адамом — весь род человеческий.
Отсюда легко понять то обстоятельство, что в древности некоторого человека могли назвать именем его отца или предка — например, в 3Цар 15:6 именем Ровоам назван его сын Авия, а Пс 73:1, Пс 78:1, Пс 79:1 названы псалмами Асафа, хотя были написаны после него (см. Асаф, б). То же, по-видимому, можно сказать и о некоторых псалмах Давида (см. также Ахимелех, а; Екклесиаст, Иодай, а).
Имя по закону человеку давалось на восьмой день после его рождения (Лк 1:59; Лк 2:21), но в дальнейшем могло меняться (Руфь 1:20; Иер 20:3; Ин 1:42), поэтому, видимо, многие люди называются в Библии разными именами: Азария — Озия, Ана — Мааха, Мемфивосфей — Мериббаал, Гедеон — Иероваал и т.д.
Имя можно восстановить (Руфь 4:5, Руфь 4:10), имя можно и изгладить (Пс 9:6; Откр 3:5). Словом имя, поэтому, в Откр 11:13, по-видимому, названа не отдельная личность, а целая линия потомков.
Имя Господа было предсказано задолго до Его рождения (Ис 7:14; Ис 8:8; Ис 9:6; Иер 23:6) и сказано Иосифу перед самым Его рождением (Мф 1:21). (см. Адонаи, Библия, Ваал, а; Мелех, сын, язык)