Очищение и преображение, символическая смерть и воскресение, знак духовного возрождения человека от воды и Духа (
Ин 3:5). Погружение в воду при крещении есть первый, внешний акт подтверждения человеком перед всем миром и небом его веры во Христа и очищения от грехов, за которым впоследствии происходит таинственное (сокровенное) погружение в Духа Святого, которое осуществляет Сам Господь (
Мф 3:11;
Деян 1:5;
Деян 8:14;
Деян 11:15). Крещение в воде, крещение покаяния, впервые осуществленное Иоанном Крестителем, предтечею Христа, было, несомненно, взято от ветхозаветных омовений, символизировавших частичное очищение (
Исх 19:10;
Лев 8:6;
Лев 17:16;
Евр 9:10). Но полное погружение в воду при крещении демонстрирует решительный и окончательный характер отрешения от старого и готовность человека облечься во Христа (
Гал 3:27). То и другое было предсказано еще в Ветхом Завете (
Ис 4:4). Обе эти фазы крещения могут совпадать (
Деян 2:38), идти одна за другой (
Деян 19:2-6) или даже меняться местами (
Деян 10:44-48), но в любом случае, одно совершается людьми, а другое — Богом (
Деян 13:52).
Следует заметить, что крещение в воде — желательный, но по-видимому, не обязательный элемент присоединения к числу спасаемых (истинных верующих). В
Деян 2:41 под крещением, очевидно, понимается само принятие Слова Божия, ибо крещение трех тысяч человек в воде в один прием трудно даже представить (ср. также
Деян 8:14-17). Сам Господь никогда не крестил людей в воде, только его ученики (
Ин 4:2) (известно, что в Священном Писании вода часто символизирует Слово).
Русское слово крещение этимологически не соответствует тому слову, которое употребляется в оригинале (греческое баптизо означает окунать, погружать), но имеет обратную формацию от слова крест, на котором был казнен Спаситель. (
см. проказа)