Библия » Словари » Библейский словарь, В.П. Вихлянцев

Плен

Плен

А) первым пленом еврейского народа оказался Египет, в который Иаков пришел со всем своим семейством, спасаясь от голода. Богатый, процветающий и сильный Египет долго питал разрастающийся еврейский народ, но в итоге оказался местом рабства, железной печью, из которой через много лет весь народ одновременно с большими трудами вышел под руководством пророка и учителя Моисея. Египет символизирует собой пленение человеческой души физическим миром, грехом, безбожием, выход из которого однажды для всех открыл Христос;

б) вошедший в землю обетованную под руководством И.Навина еврейский народ был уже не тот народ, который оставил Египет. Теперь это был народ, принявший закон и вступивший с Богом в завет. Он имел наказ хранить чистоту, жить по заповедям и не вступать ни в какие связи с жившими в Ханаане народами, но не выполнил этого наказа, скоро уклонился в идолопоклонство. За это весь народ в несколько этапов был отведен в ассирийский и вавилонский плен.

Около 536 г. до РХ ассирийский царь Феглаффелласар захватил и переселил несколько колен, живших в Галааде и Галилее (4Цар 15:29; 1Пар 5:26). Вслед за ним пришел Салманассар (около 721 г. до РХ), который захватил Самарию и увел остаток десяти колен в Ассирию и Мидию (4Цар 17:5-6). Это пленение было предсказано еще Валаамом за шесть с лишним столетий (Чис 24:22), а затем и пророком Амосом (Ам 7:11) непосредственно перед пленением.

После возвышения Вавилона, Навуходоносор несколько раз приходил к Иерусалиму и в итоге всех иудеев также увел в плен. Первая группа, вместе с некоторыми сокровищами храма была отправлена в Вавилон в 605 г. до РХ (2Пар 36:6-7; Дан 1:1-2). В 597 г. до РХ Навуходоносор снова пришел к Иерусалиму и целиком выселил его в Вавилон (4Цар 24:11-14). Наконец в 586 г. до РХ иерусалимский храм и почти весь город были разрушены и остаток народа уведен в плен (4Цар 25:1-12). Это пленение было предсказано пророками Исаией (Ис 6:11-12; Ис 11:12; Ис 39:6) и Михеем (Мих 4:10) за 150 лет, а также пророком Иеремией (Иер 13:19). Пророк Иеремия непосредственно перед пленением предсказал, что плен будет продолжаться 70 лет (Иер 25:1, Иер 25:11, Иер 25:12). Так и произошло. В 536 г. до РХ, через два года после падения Вавилона, по указу Кира иудеи начали возвращаться в свою землю и приступили к восстановлению храма, в котором однако уже не было ковчега, а также и Иерусалима. Писание не говорит, сколько израильтян из северных десяти колен и когда вернулось в свою землю, но среди вернувшихся из вавилонского плена были не только иудеи, но и представители других колен (Езд 6:17; Езд 8:35).

Поскольку в вавилонский плен был отведен народ, знавший Бога и имевший с Ним завет, вавилонский плен является символом пленения земной церкви, символом не материального, но духовного захвата, измены на высшем уровне. В отличие от Египта, Вавилону нет прощения и потому Господь призывает всех верных Своих как можно скорее выйти из этого духовного порабощения, из подчинения духовным ценностям (богам) этого мира, из-под ярма ложных религиозных идей и организаций (см. Ис 48:20; Иер 50:8; Иер 51:6; Зах 2:7; 2Кор 6:14-18; Откр 18:4);

в) в Пс 67:19; Еф 4:8 имеется в виду пленение Господом, покорение Божией любовью сердец даже и тех людей, которые до этого противились призыву;

г) в некоторых местах говорится о возвращении плена отдельных народов: Моава (Иер 48:47), сынов Аммоновых (Иер 49:6), Елама (Иер 49:39), Содомы (Иез 16:53), Египта (Иез 29:14). Это есть символ освобождения и прощения язычников.

* * * * *
В других словарях: Брокгауза Большом Библейском Нюстрема
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter