Основными ежегодными праздниками были: Пасха, Пятидесятница и празд-ник кущей. На эти три праздника все взрослые мужчины должны были явиться к скинии (храму) и не с пустыми руками (Втор 16:16). В приведенной таблице показано распределение этих трех основных, а также и других праздников, относительно еврейского священного календаря.
Таблица праздников
месяц день, праздник нефиксированные
праздники
1. Авив 14 — Пасха
15-21 — праздник опрес-
ноков первый сноп жатвы
2. Зиф
3. Сиван Пятидесятница
4. Таммус
5. (Ав)
6. Елул
7. Афаним 1 — праздник труб
9 — день очищения
15-22 — праздник кущей
8. Бул
9. Кислев 25-3 — праздник обновления
10. Тебеф
11. Шеват
12. Адар 14-15 — Пурим
13. Ве-Адар
+
Кроме трех главных праздников в году, начало седьмого месяца (седьмое новомесячие) отмечалось особенно торжественно, со звуком труб, и потому называлось праздником труб.
В десятый день того же месяца отмечался день очищения, а с 15 до 22 дня — праздник кущей. После вавилонского плена были введены (из упоминаемых в Священном Писании) еще праздники: обновления и Пурим. Кроме этих фиксированных (то есть назначенных на определенные дни определенного месяца) праздников у евреев были два нефиксированных праздника: первый сноп жатвы и Пятидесятница, отмечаемая ровно на пятидесятый день после первого. Праздник первый сноп жатвы отмечался в тот день, когда фактически снимался первый сноп нового урожая (Втор 16:9) — ячменя или ранней пшеницы, а это случалось либо в месяце Авив, либо в месяце Ве-Адар, когда он добавлялся к двенадцати месяцам. Фактически, из-за этой особенности еврейского лунного календаря фиксированными по отношению к сезонным изменениям в природе оказывались только праздники первый сноп жатвы и Пятидесятница, а Пасха и другие праздники — нефиксированными (в результате прочного соединения с подвижным лунным годом). Так, например, Пасха по отношению к празднику первый сноп жатвы (и вообще по отношению к наступлению весны, цветению деревьев и т.п.) каждый год приходилась Нав 10:1 дней раньше, чем в предыдущий. Так продолжалось три года. Но когда добавлялся високосный месяц Ве-Адар, она снова передвигалась на 30 дней назад, и затем этот цикл повторялся (см. время, месяцы).
В еврейских праздниках число семь было главным в их установлении и организации. Суббота была седьмым днем. Субботний год — также седьмым, а юбилейный — следующий за семью седьмым (как и праздник седмиц — Пятидесятница). Праздник опресноков и праздник кущей праздновались по семи дней. В праздники трубного звука, очищения, Пятидесятницы и в каждое новомесячие приносилось в жертву по семи агнцев а в праздник кущей — два-жды по семи (см. жертвоприношение). В течение года было семь священных собраний: по два на Пасху и праздник кущей, на день очищения, Пятидесятницу и праздник труб. Седьмой месяц отмечался особенно торжественно, на него приходилось три больших праздника, в этот месяц начинались субботний и юбилейный годы и он считался первым месяцем нового года (гражданского).
Итак, как было сказано вначале, праздничных дней у израильского народа по закону в году было много. Для примера возьмем произвольный год (в нашем случае он начинается со среды) и посмотрим, сколько дней в нем оказывалось праздничными. В нижеследующей таблице выписаны по месяцам все праздничные дни такого года (из них дни покоя — выделены).
Авив (30 дней) 1,5,9,12,14,15,16,17,18,19,20,21,26 (9 — праздник жатвы)
Зиф (29) 1,3,10,17,24,29 (29 — Пятидесятница)
Сиван (30) 1,2,9,16,23,30
Таммус (29) 1,7,14,21,28
(Ав) (30) 1,6,13,20,27
Елул (29) 1,4,11,18,25
Афаним (30) 1,3,9,10,15,16,17,19,20,21,22,24
Бул (29) 1,8,15,22,29
Кислев (30) 1,7,14,21,28
Тебеф (29) 1,5,12,19,26
Шеват (30) 1,4,11,18,25
Адар (29) 1,2,9,14,15,16,23