Библия » Словари » Библейский словарь, В.П. Вихлянцев

Праздники

Праздники

Их было у израильского народа много. Каждый седьмой день (суббота, см. ) у евреев считался праздничным днем. Также и новомесячие, в какой бы день недели оно ни случилось. Каждый седьмой год по закону назывался субботним и считался священным. В этот год следовало простить все долги братьям своим (Втор 15:1-3), оставить все полевые работы и все самородное считать общим достоянием (Лев 25:1-7). Еще более торжественным был юбилейный год — следующий за седьмым субботним годом (то есть каждый 50й год). В этот год объявлялась свобода всем, каждому возвращалось его владение и как в субботний год не производилось никаких полевых работ (Лев 25:8-13).

Основными ежегодными праздниками были: Пасха, Пятидесятница и празд-ник кущей. На эти три праздника все взрослые мужчины должны были явиться к скинии (храму) и не с пустыми руками (Втор 16:16). В приведенной таблице показано распределение этих трех основных, а также и других праздников, относительно еврейского священного календаря.

Таблица праздников

месяц день, праздник нефиксированные

праздники

1. Авив 14 — Пасха

15-21 — праздник опрес-

ноков первый сноп жатвы

2. Зиф

3. Сиван Пятидесятница

4. Таммус

5. (Ав)

6. Елул

7. Афаним 1 — праздник труб

9 — день очищения

15-22 — праздник кущей

8. Бул

9. Кислев 25-3 — праздник обновления

10. Тебеф

11. Шеват

12. Адар 14-15 — Пурим

13. Ве-Адар

+

Кроме трех главных праздников в году, начало седьмого месяца (седьмое новомесячие) отмечалось особенно торжественно, со звуком труб, и потому называлось праздником труб.

В десятый день того же месяца отмечался день очищения, а с 15 до 22 дня — праздник кущей. После вавилонского плена были введены (из упоминаемых в Священном Писании) еще праздники: обновления и Пурим. Кроме этих фиксированных (то есть назначенных на определенные дни определенного месяца) праздников у евреев были два нефиксированных праздника: первый сноп жатвы и Пятидесятница, отмечаемая ровно на пятидесятый день после первого. Праздник первый сноп жатвы отмечался в тот день, когда фактически снимался первый сноп нового урожая (Втор 16:9) — ячменя или ранней пшеницы, а это случалось либо в месяце Авив, либо в месяце Ве-Адар, когда он добавлялся к двенадцати месяцам. Фактически, из-за этой особенности еврейского лунного календаря фиксированными по отношению к сезонным изменениям в природе оказывались только праздники первый сноп жатвы и Пятидесятница, а Пасха и другие праздники — нефиксированными (в результате прочного соединения с подвижным лунным годом). Так, например, Пасха по отношению к празднику первый сноп жатвы (и вообще по отношению к наступлению весны, цветению деревьев и т.п.) каждый год приходилась Нав 10:1 дней раньше, чем в предыдущий. Так продолжалось три года. Но когда добавлялся високосный месяц Ве-Адар, она снова передвигалась на 30 дней назад, и затем этот цикл повторялся (см. время, месяцы).

В еврейских праздниках число семь было главным в их установлении и организации. Суббота была седьмым днем. Субботний год — также седьмым, а юбилейный — следующий за семью седьмым (как и праздник седмиц — Пятидесятница). Праздник опресноков и праздник кущей праздновались по семи дней. В праздники трубного звука, очищения, Пятидесятницы и в каждое новомесячие приносилось в жертву по семи агнцев а в праздник кущей — два-жды по семи (см. жертвоприношение). В течение года было семь священных собраний: по два на Пасху и праздник кущей, на день очищения, Пятидесятницу и праздник труб. Седьмой месяц отмечался особенно торжественно, на него приходилось три больших праздника, в этот месяц начинались субботний и юбилейный годы и он считался первым месяцем нового года (гражданского).

Итак, как было сказано вначале, праздничных дней у израильского народа по закону в году было много. Для примера возьмем произвольный год (в нашем случае он начинается со среды) и посмотрим, сколько дней в нем оказывалось праздничными. В нижеследующей таблице выписаны по месяцам все праздничные дни такого года (из них дни покоя — выделены).

Авив (30 дней) 1,5,9,12,14,15,16,17,18,19,20,21,26 (9 — праздник жатвы)

Зиф (29) 1,3,10,17,24,29 (29 — Пятидесятница)

Сиван (30) 1,2,9,16,23,30

Таммус (29) 1,7,14,21,28

(Ав) (30) 1,6,13,20,27

Елул (29) 1,4,11,18,25

Афаним (30) 1,3,9,10,15,16,17,19,20,21,22,24

Бул (29) 1,8,15,22,29

Кислев (30) 1,7,14,21,28

Тебеф (29) 1,5,12,19,26

Шеват (30) 1,4,11,18,25

Адар (29) 1,2,9,14,15,16,23

* * * * *
В других словарях: Никифора Нюстрема
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Прах →