Библия » Словари » Библейский словарь, В.П. Вихлянцев

Священник

Священник

Священнослужитель в скинии и храме, посредник между Богом и человеком. В Писании упомянуты священники и из других народов (Быт 14:18; Исх 2:16; Иер 48:7), а в Быт 47:22; 1Цар 6:2; 2Пар 13:9; Деян 14:13 этим именем в оригинале названы и жрецы (ср. Иер 49:3). У еврейского народа священниками по повелению Божию были поставлены только потомки Аарона (Исх 28:1, Исх 28:43; Чис 3:10). Судя по Исх 4:14; Исх 19:22 некоторые полагают, что священники у евреев были уже и в Египте. Ной, Иов, Авраам, Исаак и Иаков сами исполняли роль священников, строя жертвенники и принося на них жертвы Богу. Также и Моисей, будучи посредником между Богом и народом, выступал священником вместе с юношами, которых назначал сам (Исх 24:4-5). Позже, во времена судей и царей также случалось, что эту роль брали на себя вожди народа, пророки и отдельные лица: Гедеон (Суд 6:24, Суд 6:26), Маной (Суд 13:16, Суд 13:19), Самуил (1Цар 7:9; 1Цар 9:12), Саул (1Цар 13:9), Давид (2Цар 6:17; 2Цар 24:25), Илия (3Цар 18:30-33), Елисей (3Цар 19:21), Ахаз (4Цар 16:12-13). Приносил жертвы и Иеровоам перед тельцом в Вефиле (3Цар 12:33; 3Цар 13:4) и назначенные им священники (3Цар 12:31). Были и другие произвольные священники у израильтян (Суд 17:5; Суд 18:30). Были священники и среди переселенцев, живших в Самарии после ее покорения (4Цар 17:32). В Исх 19:5-6; Ис 61:6 весь израильский народ назван царством священников, но только при условии, что он будет слушаться гласа Божия. Не потому ли Господь поразил Озию проказой за самовольный вход во святилище (2Пар 26:16-19)?

Обязанности священников были обширны. Они должны были приносить жертвы, поддерживать огонь на жертвеннике и светильнике (Чис 18:5), учить народ (Лев 10:11; Втор 33:10; 2Пар 15:3), судить (Иез 44:24), объявлять нечистым и очищать от проказы (Лев 13:1, Лев 14:1; ср. Лк 5:14), трубить трубами (Чис 10:8), ободрять народ перед сражением (Втор 20:2-4). Священниками названы, по-видимому, и некоторые должностные лица при царях (2Цар 20:26; 4Цар 10:11). Великими священниками назывались первосвященники (Нав 20:6; Неем 3:1). Следующие по рангу назывались вторые священники (4Цар 23:4; 4Цар 25:18).

На священнике не должно было быть никакого телесного порока (Лев 21:17) и свое происхождение от Аарона каждый из них должен был уметь показать (Езд 2:62). Священники по завету Бога с Левием должны были быть верными одному Богу, но этого не оказалось (Мал 2:1-8). И поэтому пришел Вернейший — единственный и истинный Священник и Первосвященник, Господь Иисус Христос, через Которого мы и имеем доступ к Богу (Евр 2:17; Евр 3:1; Евр 4:14; Евр 9:11). И сами иудейские священники должны были покориться вере (Деян 6:7), а ученики Христовы названы святыми и царственным священством (1Пет 2:5; Откр 1:6; Откр 5:10; Откр 20:6).

В связи с этим священник в христианстве (как посредник или как свидетель, как они себя иногда называют) представляется жалкой попыткой повторять те несостоятельные функции несостоятельных еврейских священников, которые сами (полностью, как институт посредничества, заступничества и учительства) были упразднены Христом (Евр 6:20; Евр 7:25). То же самое можно сказать и о протестантах и других направлениях, в которых служители называются не священниками, а другими именами, хотя по сути ими остаются.

* * * * *
В других словарях: Брокгауза Никифора Нюстрема Гёце
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter