Библия » Словари » Библейский словарь, В.П. Вихлянцев

Три (третий)

Три (третий)

Количество сынов Ноя (Быт 6:10),

возраст жертв (Быт 15:9),

число месяцев укрывания младенца Моисея (Исх 2:2; Деян 7:20; Евр 11:23),

количество дней пути (Исх 3:18),

род, до которого Господь наказывает (Исх 20:5; Чис 14:18; Втор 5:9),

число необходимых вещей для женщины (Исх 21:10-11),

число главных праздников в году (Исх 23:14, Исх 23:17; Исх 34:23; Втор 16:16; 3Цар 9:25; 2Пар 8:13),

число ветвей светильника с одной стороны (Исх 25:32),

число тысяч павших (Исх 32:28),

число завес (Исх 40:3, Исх 40:5, Исх 40:8),

число лет собирания урожая (Лев 19:23),

число благословений (Чис 6:24-26),

число побоев, после которого ослица заговорила (Чис 22:28),

число городов убежищ по каждую сторону Иордана (Втор 4:41; Втор 19:2),

год отделения десятин левиту (Втор 14:28),

максимальное число свидетелей (Втор 17:6),

поколение идумеянина и египтянина, которое может войти в общество Господне (Втор 23:8),

число тысяч народа (Нав 7:4; Суд 15:11; Суд 16:27; 1Цар 13:1; 1Цар 24:3; 1Цар 26:2),

число обращений Господа к отроку Самуилу, которые он не понял (1Цар 3:8),

число людей, козлят и хлебов (1Цар 10:3),

число сыновей Иессея, ушедших на войну (1Цар 17:13),

число поклонов (1Цар 20:41),

число тысяч овец (1Цар 25:2),

число погибших сыновей Саула (1Цар 31:6),

число сыновей Авессалома (2Цар 14:27),

число лет голода (2Цар 21:2),

число самых приближенных воинов Давида (2Цар 23:8, 2Цар 23:13),

число наказаний (2Цар 24:12-13),

время жизни Семея в Иерусалиме (3Цар 2:39),

число частей храма: притвор, Святое и Святое-святых (3Цар 6:2-3; 3Цар 6:16),

число рядов (3Цар 6:36; 3Цар 7:3, 3Цар 7:4; Езд 6:4),

число волов на каждой стороне (3Цар 7:25),

время плавания (3Цар 10:22),

число распростертий (3Цар 17:21),

число повторений (3Цар 18:34),

число пятидесятков (4Цар 1:13),

число царей (4Цар 3:10),

число ударов (4Цар 13:18),

время осады (4Цар 17:5; 4Цар 18:10),

время кратких царствований (4Цар 23:31; 4Цар 24:1, 4Цар 24:8),

числа дочерей (1Пар 25:5; Иов 1:2),

число отрядов (Иов 1:17),

число друзей Иова (Иов 2:11),

место Израиля (Ис 19:24),

число лет пророчествования (Ис 20:3),

время воспитания (Дан 1:5),

количество молитв (Дан 6:10, Дан 6:13; Дан 10:2, Дан 10:3),

время пребывания Ионы в ките (Иона 2:1),

число искушений (тела, ума, духа) (Мф 4:1-10; 1Ин 2:16; ср. Быт 3:6),

время пребывания Господа в сердце земли (Мф 12:40),

количество мер муки (Мф 13:33),

время пребывания народа с Иисусом (Мф 15:32),

день воскресения (Мф 16:21; Мф 20:19; Мк 8:31; Мк 9:31; Мк 10:34; Лк 9:22; Лк 18:33; Лк 24:7, Лк 24:46; 1Кор 15:4),

число ближайших учеников Христа (Мф 17:1; Мф 26:37),

число кущ (Мф 17:4),

число отречений Петра (Мф 26:34, Мф 26:75),

число молитв (Мф 26:44),

время созидания храма (Мф 26:61; Мф 27:40; Мк 14:58; Мк 15:29; Ин 2:19),

час распятия Христа (Мк 15:25),

продолжительность тьмы на земле (Мк 15:33),

время поисков Иисуса-отрока (Лк 2:46),

число бесплодных лет (Лк 13:7),

число дней делания дел Христа (Лк 13:32-33),

число посланных слуг (Лк 20:12),

число повторений (Ин 21:17),

число тысяч присоединившихся (Деян 2:41),

время слепоты Савла (Деян 9:9),

число посланных (Деян 10:7, Деян 10:19),

количество повторений видения (Деян 10:16),

время проповеди (Деян 19:8),

время (Деян 20:3, Деян 20:31; Деян 28:7),

этаж, с которого упал Евтих (Деян 20:9),

небо восхищения ап. Павла (2Кор 12:2),

число молитв (2Кор 12:8),

количество частей (Откр 16:19).

Хотя число три иногда в Священном Писании употребляется иносказательно (например, Притч 30:15, Притч 30:18, Притч 30:21, Притч 30:29; Ам 1:3, Ам 1:6, Ам 1:9, Ам 1:11, Ам 1:13; Ам 2:1, Ам 2:4, Ам 2:6; Ам 4:4, Ам 4:7; Зах 11:8; Мф 13:33; Лк 11:5, а также, очевидно, и во многих из вышеприведенных мест), количество три имеет такое глубокое и таинственное значение, что перед ним человеческое разумение совершенно становится в тупик. Как многое человек может воспринимать только в тройственном исчислении, и самое главное — конечно, Бога! Хотя Бог един, не троичен, о чем в Священном Писании говорится многократно (Мк 12:29, Мк 12:32; Ин 17:3; Иак 2:19; Иуд 1:25; Рим 14:26; 1Тим 1:17; 1Тим 2:5; Евр 2:11), тем не менее мы, люди, не способны Его так воспринимать, и поэтому Он нам является как Отец, Сын (Слово) и Дух Святой (1Ин 5:7, ср. Ис 48:16; Мф 3:16-17; Мф 28:19; Ин 14:16; Деян 1:7-8; 1Пет 1:2; 1Кор 6:11; 1Кор 12:4; Гал 4:6; Еф 1:17; Еф 2:18; Откр 1:4-5). Это можно попытаться пояснить на следующем примере (конечно, очень слабом и приблизительном, как всякое подобие). Люди в своем воображении и расчетах вычленили как солнце тот относительно плотный огненный шар, который человек может видеть в видимом свете (через очень плотный фильтр), центр которого по расчетам находится на расстоянии 150 млн км от земли. Но ведь солнцем является и этот видимый простым глазом кипящий огнем шар, и все его гигантские протуберанцы, и мощные излучения тепла, света и радиоволн во всем их объеме и на любом расстоянии, где бы они не проявлялись. Но мы не способны так абсолютно воспринимать солнце и оно для нас на земле — лишь тепло и свет, которые мы ощущаем, и которые передаются нам соответствующими полями от этого диска на небе. Так и Бог (Отец), для нас непостижимый, является нам в Сыне Божием Иисусе Христе (Ин 1:18), нашем Спасителе и Господе, Который пришел на землю, пострадал за нас, искупил нас и теперь постоянно руководит нами через Духа Своего Святого. Слава Ему! Но в итоге все придет к Единому (1Кор 15:28). Кроме того, Бог не только един, но Он вечен, то есть неизменен (Евр 13:8) и поэтому только для человека есть прошлое, настоящее и будущее (снова три).

Един в конечном счете и сам человек (1Фес 5:23), но как трудно это утверждать для человеческого разума, привыкшего с испокон века членить себя самого на дух, душу и тело (опять три)!

Также и все внутри и вокруг человека. Привыкший для практических целей все измерять в длину, ширину и высоту, человек уже не может воспринимать и само пространство совершенным образом, а называет его трехмерным.

Вычленяя себя и отделяясь от Бога, человеческий ум вводит понятие мир, через который познает свое взаимоотношение с Богом (будучи неспособным воспринять все совокупно), и таким образом снова получается тройственная модель: Бог — человек — мир (среда).

Вот еще пример троичности единого: истинное Писание (или Слово, или мысль Божия, которая открывалась пророкам) — наша Библия (данный перевод на конкретный язык) — наконец, то понимание, которое дает нам Господь при чтении Библии. И если нами руководит Дух Божий, тогда это понимание совпадает с первым — истинным значением и мы воспринимаем первоначальное Слово Божие целостно, истинно — как откровение, а не как цитату и штамп.

Вся человеческая история распадается на три этапа: сила — закон — благодать. Осознать действие этих этапов совокупно человеческий разум отказывается. Но то же можно полностью приложить и к жизни отдельного человека (накапливание — осознание — отдача). И вновь — все эти этапы фактически совпадают, ибо жизнь едина.

История Церкви состоит из рождения, страданий на земле и соединения со Христом. Это соответствует и истории народа Божия: исход из Египта — пустыня — вход в обетованную землю. Эти же этапы можно различить и в жизни верующего человека: обращение — страдание — соединение со Христом. Хотя человек после обращения еще долго живет, страдая, на земле, верою он уже взят на небо (Еф 2:6) и, таким образом, все эти этапы соединены.

Наш Господь однажды пришел на землю для нашего искупления — Он постоянно приходит за нас пред лицо Отца Своего, ходатайствуя за нас — Он придет в конце веков за нами (Евр 9:26, Евр 9:24, Евр 9:28). Бог в Мф 22:32 назван Богом трех патриархов: Авраама, Исаака и Иакова.

Эти примеры можно было бы продолжить.

В Писании кроме того имеется много тройственных повторений в различных повествованиях (см. например; Чис 6:24-26; 3Цар 19:17; Пс 113:17-19; 117.2-4; Притч 21:21; Ис 6:3; Ис 33:22; Иер 7:4; Иер 22:29; Иез 21:27; Мф 23:23; Лк 17:26-30; Ин 14:6; Рим 11:36. 1Кор 12:4-6; 1Кор 13:1; Флп 2:10; Откр 3:5, Откр 3:8, Откр 3:12, Откр 3:18; Откр 4:5, Откр 4:8; Откр 5:3), которые говорят не об особой поэтической форме повествования, как думают некоторые толкователи, а об особой человеческой способности воспринимать некоторые важные положения.

* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter