Поскольку верующим никогда не поручалось этой задачи Апостолов (см. Ин 6:29; Ин 17:20; 1Пет 2:12; 2Пет 1:10; 2Пет 3:14; 2Пет 3:17; 1Ин 1:3; Еф 4:28; Флп 1:27, Флп 1:29; Флп 2:15; 1Фес 4:1-4, 1Фес 4:9; 1Фес 4:11; 2Фес 2:15; 2Фес 3:4, 2Фес 3:6, 2Фес 3:12, 2Фес 3:14; также — Лк 12:8; 1Пет 3:15 и Рим 10:9-10, где говорится об исповедовании веры, а не о проповедовании; особенно же ср. Еф 6:10-17 с Еф 6:19-20), то и к позднейшей земной официальной церкви (точнее — теперь уже более чем к 200 различным христианским конфессиям, течениям, деноминациям) совершенно не приложимо то, что Иисус Христос назвал Своей Церковью в Мф 16:18. Что же касается всех остальных верующих по слову Апостолов, то Господь всегда говорил о них как о Царствии Божием, Доме Божием, в котором каждый почитает себя меньше других. То, что в дальнейшем общины, группы и собрания верующих (а позже — и вся религиозная система) стали называть себя церковью (см. ниже), есть только совпадение (ибо церковь и есть собрание, сообщество) и подражание, свойственное людям, самовольное человеческое изобретение, вводящее в заблуждение.
В день Пятидесятницы на Церковь (на Апостолов, только! — ср. Деян 5:13) сошел Дух Святой (Деян 2:1-4) и они получили обещанную им силу. И поскольку Церковь была явлена в определенное историческое время, Ее не могло быть во времена Ветхого Завета (о чем часто можно читать в различных богословских трудах, когда просто имеется в виду еврейский народ). Более того, тайна Ее была сокрыта во все времена от всех пророков (см. Еф 3:9; Кол 1:26), хотя в эту тайну хотели проникнуть и Ангелы (1Пет 1:10-11).