Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Девица, дева

Девица, дева

I. Незамужняя девушка. Согласно закону, совративший Д. должен был жениться на ней (Исх 22:16,17) и не имел права расторгнуть брак с нею (Втор 22:28,29). Обрученная Д., уличенная в прелюбодеянии, наказывалась смертью; если же Д., подвергшись насилию, не могла позвать на помощь, то она считалась невиновной. Ложное свидетельство о том, что девушка, вступающая в брак, не девственница, строго наказывалось; если же обвинение подтверждалось, то Д. побивали камнями. Первосвященнику предписывалось жениться только на девственнице (Лев 21 и след.). В Иез 44 это предписание распространяется на всех священников, которым, однако, разрешалось жениться также на вдовах священников.

II. В евр. языке существуют два слова, обознач. девушку. Слово бетула указывает прежде всего на ее девственность (Быт 24:16; Суд 11:38; 2Цар 13:2; 3Цар 1:2), в то время как слово алма обозначает Д., достигшую половой зрелости и готовую к замужеству (Быт 24:43; Исх 2:8; Пс 67:26; Притч 30:19; Песн 1:2; Песн 6:8; ср. также Мф 25:1). Тот факт, что в Ис 7 стоит слово алма (в Синодальном переводе — Дева), не дает основания толковать его иначе как «девственница», тем более, что смысл предсказания вполне раскрылся при его исполнении, которое надежно засвидетельствовано (Мф 1:23; Лк 1:27).

III. Часто слово «дева» употреблялось у евреев в отношении городов и народов: Сион и Израиль (Плач 2:13; Иер 18:13; Иер 31:4,21), Сидон (Ис 23:12), Вавилон (Ис 47:1) и Египет (Иер 46:11). В ВЗ используются такие метафоры, как «девствующая дочь» (4Цар 19:21), «посрамленная» (Ис 23:12), или «падшая» дева (Ам 5:2). Этот образ включает также женщин, изображ. в Иез 16:1; Иез 23:1, и блудниц из Откр 17:1.

IV. В 1Кор 7:25–38 Павел, рассуждая о браке, говорит и о девах. Выходя за рамки ВЗ, видевшего смысл жизни женщины исключит. в замужестве, он указывает коринфянам на возможность отказа от брака ради служения Господу (1Кор 7:32,34; ср. Деян 21:9). Напротив, в Откр 14 говорится, скорее, не о земном безбрачии, а о чистоте от идолослужения и идолопоклонства (ср. Откр 2:14), которые уже в ВЗ сравнивались с блудом и прелюбодеянием (Иер 13:27). Точно так же и Павел хочет представить Христу Церковь чистой девой (2Кор 11:2).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
← Девир