Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Жизнь, живой

Жизнь, живой

I. ТЕЛЕСНАЯ ЖИЗНЬ

1) в ВЗ под словом «жизнь» [еврейское хайим] подразумевается прежде всего телесная Ж. человека, т.е. тот ее период, который ограничен рождением и смертью. Сущность Ж. видится в таких ее проявлениях, как голод и жажда, любовь и ненависть. В этом значении понятие «Ж.» тесно связано с понятиями → плоть [еврейское басар] и → душа [еврейское нефеш]. Бог — Творец Ж., тела и души (Быт 2:7); Он вдохнул в человека «дыхание жизни», и «стал человек душею живою». Таким образом, Бог — это «источник жизни» (Пс 35:10), в т.ч. и для животных, и для растений (Быт 1:24; Втор 10:14). Однако человек занимает особое место среди живых существ (ср. Пс 8), т.к. только в него Бог вдохнул дыхание Ж., т.е. наделил его какой-то частью Своей сущности и Своей Ж. Среди даров, данных Богом человеку, Ж. является первым и самым ценным даром (Иов 2:4; ср. Втор 30:15). Особая Божья милость заключается в том, что Он дарует человеку долгую жизнь; в ВЗ о долгой Ж. говорится как о награде за благочестие и смиренную веру (Исх 20:12; Пс 90:16). Из немногочисл. ветхозаветных свидет-в нельзя с определенностью заключить, что Бог хотел с самого начала даровать человеку вечную Ж. (Быт 3:22) или что Он предполагал наделить его Ж. долгой и насыщенной (Иов 42:17). Но ясно одно: уменьшение продолжительности Ж. и вообще краткость человеч. Ж. (см. Быт 6:3; Иов 20:8; Пс 89:10; Ис 40:6,7; особенно Притчи) означают Божье наказание. Бог утверждает Ж. Своей свящ. заповедью (Исх 20:13; Лк 6:9). Он желает сохранить (Быт 1:28; Втор 32:39; Иов 10:12) и умножить (Быт 9:7) сотворенное Им. В ВЗ главным элементом Ж. считается дыхание (см. Быт 2:7; Пс 103:30; Иез 37:8–10), которое иногда отождествляется с «духом». С др. стороны, носителем Ж. названа также → кровь (Быт 9:4; Лев 17:11; Втор 12:23);

2) в НЗ получила свое дальнейшее развитие ветхозаветная идея о том, что человек — это «живущая душа» (Деян 17:25; 1Кор 15:45). Естеств., бренная Ж. [греческое дзоэ] — великое благо, данное человеку Богом, и этим благом Бог может заново одаривать человека (Мк 5:23), являясь его единств. Господом (Лк 12:20; 2Кор 1:9; Пс 89:4). Люди должны подражать Иисусу, вступившему в борьбу со → смертью (→ Воскресение, III,А) и желавшему поддержать жизнь (Ин 10:10). Этому учит притча о милосердном самарянине (Лк 10:25–37), а также заповедь любить Бога и своего ближнего (Мк 12:29–31).

II. ЖИЗНЬ В РОЖДЕНИИ ОТ БОГА

1) В Библии — и прежде всего в НЗ — говорится не только о телесной Ж., начало и конец которой определяются рождением и смертью, но и об иной Ж., берущей свое начало в чудесном рождении от Бога (Ин 3:3,5); именно об этой новой Ж. говорится в посланиях ап. Иоанна (напр., 1Ин 5:1,4). Новое рождение, или → возрождение, открывает доступ в новую Ж. Новая Ж. становится действительностью через веру, т.к. вера связывает человека с Тем, Кто Сам есть новая Ж. от Бога (Ин 14:6; Флп 1:21). Установление подобной связи с Иисусом приносит освобождение и исцеление от греха (→ Прощение, простить; ср. Чис 21:8). Вера придает человеч. жизни совершенно новое качество (2Кор 5:17). Телесная Ж., которая представляет собой не что иное, как долгое умирание (Пс 89:5,6), становится средством и орудием для новой Ж., не подвластной смерти (Ин 5:24). Иисус, воскрешением мертвых и собств. воскресением победивший смерть, Сам стал залогом новой Ж., которой Он наделяет верующих в Него и которой Сам Он живет в них (Гал 2:20; Кол 1:27). Новая, по сути своей «вечная», Ж. (1Ин 5:13; ср. → Блаженный) полностью обновляет мышление (Ин 17:3) и волю (Лк 9:26) человека, заставляя его изменить и свои дела. Чем искреннее человек обращается ко Христу, забывая о другой, телесной, Ж., тем полнее бывает обретаемая им новая Ж. (Мф 16:24–26). → Исцеление;

2) однако пока человек живет на земле, новая Ж. еще не полностью принадлежит ему; кто изменит Христу, тот лишится и новой Ж. (Ин 15:2,6; Евр 6:4–6). К этой измене человека постоянно подталкивают страдания (2Кор 4:17), уныние, неверие и страх (Мф 26:69–75). Полноту обетований познает тот, кто претерпит до конца (Мф 24:13) и выстоит, т.е. тот, в ком благодаря его вере сохранится новая Ж. и за порогом смерти (Откр 2:7,11,17; Откр 3:5,12,21). В этом случае человек обретет «венец жизни» (Откр 2:10). Только тогда новая Ж., начатая в вере, совершится в «видении» (2Кор 5:6,7; Откр 22:4) и в славе (1Кор 13:12,13; 1Кор 15:42,43,57; Кол 3:3,4), а совершившись, не будет иметь конца;

3) Бог, Который, обладая полнотой жизни, даровал жизнь всем Своим творениям (Деян 17:25), Который является Богом «не мертвых, но живых» (Мф 22:32) и врагом смерти (1Кор 15:26), многократно назван в Библии «живым Богом» (Нав 3:10; 1Цар 17:26; Пс 41:3; Мф 26:63; Деян 14:15; Рим 9:26; 2Кор 3:3). Его Дух дарует Ж. (Ин 6:63; Рим 8:11), а Его слово является живым (Деян 7:38; Евр 4:12; 1Пет 1:23), т.к. создает Ж. телесную (см. Пс 32:9; Пс 148:5) и пробуждает Ж. духовную. Сам Иисус называет Себя живым хлебом, «хлебом жизни» (Ин 6:33,35,48,51) и говорит о Св. Духе как о живой воде (Ин 7:38,39).

III. ЖИВАЯ ВОДА ИЗ ИСТОЧНИКА

В Быт 26 живой названа вода из источника, в противоположность воде стоячей, напр., из цистерны. В Ин 4 и след. Иисус говорит о живой воде, «текущей в жизнь вечную».


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter