Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Аморреи

Аморреи

Аморреи (значение связано с аккад. амурру, «запад»). А., согласно Быт 10:15−16, происходят от Ханаана, сына Хама. Этот народ сыграл значит. роль в истории, далеко выходящую за пределы той области Сирии и Палестины, которую вавилоняне в III тысячел. обозначали как «землю А.». В Библии говорится, что во времена Авраама А. жили зап. Мертвого моря — в → Хевроне (Быт 14:13; ср. Быт 13:18) и → Хацацон-Фамаре (Енгедди) (Быт 14:7 и 2Пар 20:2). Они были одним из семи народов, земли которых Господь обещал Израилю (Быт 15:21; Втор 7:1) и которых Израиль должен был предать заклятию (Втор 20:17), когда наполнится «мера беззаконий Аморреев» (Быт 15:16). А., как название самого сильного из хананейских народов, может обозначать и все доизраил. население Ханаана, особенно, когда речь идет о языч. идолопоклонстве (Быт 15:16; Нав 24:15; Суд 6:10; 3Цар 21:26). А. основали первую цар. династию Вавилона, самым знаменитым представителем которой был Хаммурапи (1792–1750 гг. до Р.Х.), считающийся создателем известнейшего собрания др.-вост. правовых норм (законов Хаммурапи).

В ту же эпоху существовало другое аморрейское царство — Мари на среднем Евфрате, где в результате раскопок был обнаружен цар. архив (прим. 20 тыс. глиняных табличек). Эти послания из архива → Мари в определ. степени способствовали лучшему пониманию библ. данных, относящихся к временам патриархов. Царство Амурру в Палестине-Финикии упоминается в егип. док-ах из архива → Телль-Амарны. Когда израильтяне пришли на вост. берег Иордана, они столкнулись там с двумя царствами А.: с государством есевонского царя → Сигона, располагавшимся на отнятых у моавитян и аммонитян землях между Арноном и Иавоком, Иорданом и пустыней, и с государством васанского царя Ога, занимавшим тер. от Иавока до Ермона. Оба царя потерпели поражение, их земли были завоеваны евреями (Чис 21:21–35; Втор 2:24Втор 3:11). После переправы через Иордан и захвата Гая Иисус Навин победил пять аморрейских царей: иерусалимского, хевронского, иармуфского, лахисского и еглонского (Нав 10). А. были также в числе врагов израильтян, разбитых Иисусом Навином при водах меромских (Нав 11:1–14). В покаянной проповеди Амоса Бог ставит в упрек израильтянам, что ради них Он истребил «Аморрея, которого высота была, как высота кедра ... Я истребил плод его вверху и корни его внизу» (Ам 2:9). Но, несмотря на эти победы, остаток А. продолжал жить среди израильтян (Суд 1:35; Суд 3:5; 2Цар 21:2). Во времена Самуила в отношениях с А. царит мир (1Цар 7:14).

Впоследствии Соломон превратил уцелевших А. вместе с остатками прочих хананейских народов в оброчных работников (3Цар 9 и след.; 2Пар 8 и след.). Даже во времена Ездры еще упоминаются женитьбы евреев на аморрейских женщинах (Езд 9:1). У Иезекииля так сказано о Иерусалиме: «...отец твой — Аморрей, и мать твоя — Хеттеянка» (Иез 16:3).


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском Гёце Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Амос →