Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Книга пророка Аввакума

Книга пророка Аввакума

I. АВТОР

Аввакум [еврейское Хаваккук, «объемлющий, охватывающий»] был пророком из Иудеи; сочиненный им псалом (Авв 3) с указаниями к его исполнению (в храме, Авв 3:19), видимо, свидетельствует о том, что Аввакум был певцом из левитов. Язык книги отмечен особой поэтич. выразительностью.

II. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Предположит. Аввакум жил во времена царей Иосии и → Иоакима, т.е. был современником пр. Иеремии. В то время храм еще не был разрушен (Авв 2:20). В книге (Авв 1:6) говорится о растущей мощи халдеев (что соответствует концу VII в. до Р.Х.); создается впечатление, что пророк был свидетелем вступления халдеев в Палестину. Из апокрифич. дополнения Септуагинты к Дан 6 (о вавил. драконе) следует, что Аввакум, согласно иуд. преданию, был современником Даниила.

III. СОДЕРЖАНИЕ

К.п.А. — восьмая в ряду книг т.н. малых пророков. В ней речь идет об ужасающем падении нравов в Иудее (Авв 1:3–4) и угрозе нападения халдеев (Авв 1:6–17). Словно заступив «на стражу» и расположившись «на башне» (Авв 2:1), пророк наблюдает за погрязшим в неправде народом и видит творящееся в мире зло. Сердце его вопрошает: для чего Бог допускает зло? И доколе так будет? (Авв 1 и след.,13). Он получает ответ, который позднее станет лейтмотивом Послания ап. Павла к римлянам: «Праведный своею верою жив будет» (Авв 2:4; Рим 1:17). После того как Господь дал Аввакуму возможность увидеть будущее (Авв 2), пророк в псалме, который одноврем. является и молитвой, заступается за невиновных, уповая на их спасение и радость о Господе (Авв 3).

IV. КОМПОЗИЦИЯ

Композиционно К.п.А. подразделяется на три части:

1) первый диалог с Богом: почему Бог не покарает безбожную Иудею? (Авв 1 и след.) — Суд грядет!;

2) второй диалог: почему «нечестивец поглощает того, кто праведнее его?» — Жди и верь! (Авв 2 и след.). Горе нечестивым!. Да молчит вся земля пред лицем Господа!;

3) торжество веры: благодарств. молитва и восхваление Господа (Авв 3:1–17). «Буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего», «Господь — сила моя».

V. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Основная идея К.п.А. — возвещение оправдания верой. Цитата из нее (Авв 2:4) приводится в Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38. Наряду с этим в Деян 13 цитируется изречение из Авв 1 как предостережение тем, кто отказывается от милосердного Божьего дара.


* * * * *
В других словарях: Нюстрема
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter