Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Народ

Народ

I. Библ. родословия показывают, как из одного семейства происходили роды и племена (→ Колено), а из них образовывались Н., поэтому слово «Н.» во многих случаях передает расшир. понятие семьи. Человек от рождения принадлежит не только к определ. семье, но и к определ. Н. и не может освободиться от этой принадлежности, хотя он может, напр., поменять гражданство (Деян 22:28). Положение царя в Н. во многих отношениях подобно положению отца в семействе. Бог назначает Н., как и отдельному человеку, удел (тер. для проживания), определив его пределы и срок существования (Втор 32:8; Деян 17:26). Израиль стоит в центре библейского повествования, а другие Н. чаще всего упоминаются лишь постольку, поскольку они приходят в соприкосновение с евреями. Но ВЗ никогда не забывает, что Бог есть Господь всех Н. (4Цар 19:15; Пс 23:1; Пс 66:4–8; Пс 97:9; Пс 98:1), и пророки предвещают время, когда все Н. устремятся к Господу (Ис 2:2–4; Ис 2:60).

II. [еврейское гойим, греческое этнэ]:

1) оба слова, как евр., так и греч., означают нацию или Н. вообще, но в Библии они употребляются в тех случаях, когда речь идет о Н., практикующих идолопоклонство (язычниках) (4Цар 16:3; Иез 23:30), олицетворяющих собой нечестивость (Езд 6:21) и являющихся врагами истинного Бога и Его Н. (Пс 78:1,10; Иер 10:25; Плач 1:3,10; Иез 34:29; Иез 36:7,15);

2) с момента призвания Авраама Бог отделил Свой избр. Н. от других «племен земных» (Быт 12:1–3) и заключил с ним завет (Исх 19:5,6, → Союз, завет). Н. Израиля — это Н. Его откровения (Чис 14:14). Израильтяне должны осознавать свое особое положение, отличное от других Н. (Лев 18:24–30; Лев 20:23; Чис 23:9; Иез 20:32; ср. Мф 6:7,32). Этот Н. стал благословением для всех Н., когда из него произошел Мессия, Которому в конце времен будут служить все «племена земные» (Пс 71:11; Ис 2:2–4; Ис 25:6–8; Зах 14:16–19);

3) с др. стороны, в ВЗ говорится об открытости некоторых язычников Богу и Его деяниям, совершаемым над ними и через них: таковы, напр., Иофор, тесть и советчик Моисея (Исх 18); Руфь, которая, как и Рахава (→ Раав), представлена в родословии Иисуса (Мф 1:5); вдова из Сарепты (3Цар 17); Нееман, исцеленный и обращенный Елисеем (4Цар 5); ниневийцы, обратившиеся к вере в результате проповеди Ионы (Иона 3:5–10); Кир, помазанник Господа (Ис 45:1), и другие. ВЗ не только сообщает о жестоковыйности фараона, ярости Сеннахирима и упрямстве Навуходоносора, но и подготавливает к событию дня Пятидесятницы, когда Св. Дух снизошел на всякую плоть (Иоиль 2:28–32; Деян 2);

4) в НЗ говорится, что первоначально язычников разделяла пропасть. Иисус, осознавая Себя посланным только к Н. Израиля (Мф 15:24), запрещал Своим ученикам идти к язычникам (Мф 10:5). Лишь отдельные язычники исповедали веру в Господа (Мф 8:10), преодолев барьер, отделявший их от народа Божьего (Мф 15:21–28). После воскресения Иисуса Христа положение изменилось: Господь, Которому дана вся власть на небе и на земле, послал Своих учеников до края земли (Мф 28:18–20; Еф 2:11–22). Петр через Божье откровение получил задание идти в Кесарию к язычнику — сотнику Корнилию. Во время проповеди Петра язычники приняли Св. Духа, как до этого Его принимали христиане-евреи (Деян 10, Деян 11). С этого времени Церковь начинает расти и за счет обращенных язычников, прежде всего благодаря трудам Павла, апостола язычников (Деян 9:15; Деян 22:21; Деян 26:17–32; Гал 2:7), хотя объединение христиан, обращенных из иудеев и язычников, происходило не без трудностей (→ Апостольский собор). Подобно привитым к «хорошей маслине» ветвям «дикой маслины», язычники стали приносить добрые плоды. И это будет продолжаться до тех пор, пока в Церковь не «войдет полное число язычников», а от народа Израиля не отступит духовная слепота и этот народ не придет наконец к признанию своего Мессии (Рим 11:16–27; 2Кор 3:14–16). И будет «одно стадо и один Пастырь» (Ин 10:16).


* * * * *
В других словарях: Никифора Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Нарыв →