Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Оружие и орудия труда

Оружие и орудия труда

I. ОРУЖИЕ

По способу применения различают О. для самозащиты (оборонительное) и О. для поражения противника (наступательное).

1) а) Среди оборонит. О. прежде всего следует назвать ЩИТ. В ранней древности его почти всегда делали из дерева и обтягивали плетеной кожей, причем кожу смазывали оливковым маслом, для придания эластичности (2Цар 1:21). Различались большие щиты (перенятые у сирийцев) для защиты всего тела [еврейское цинна] и небольшие круглые [еврейское маген], защищавшие голову и грудь. Большие щиты были, как правило, прямоугольными или — обычно у египтян — с закругл. краями. В железный век в центре щита стали крепить металлич. выпуклую накладку. Металлич. щиты были очень тяжелыми, поэтому их применяли редко (3Цар 14:26). В отдельных случаях упоминаются позолоч. щиты для мужей, занимающих высокое положение (2Цар 8:7; 3Цар 10:16). Готовясь к бою, щит прикрепляли ремнями к левой руке, в походе его носили за плечами. → Щит;

б) защитой воину служила и БРОНЯ [еврейское сирйон; 2Пар 26 — в Синодальном переводе — «латы»]. Первоначально это была кожаная одежда, впоследствии на нее стали крепить металлич. полоски или «чешую». В 1Цар 17 казано, что вес брони Голиафа составлял 5 тыс. сиклей (→ Меры длины, площади, объема и веса, II). В 3Цар 22 оворится, что Ахав был ранен стрелой, прошедшей между броней и предметом снаряжения, обознач. евр. словом дэвэх (в Синодальном переводе — «сквозь швы лат»). Возможно, это было нечто вроде наплечников или плечевых ремней, но не латы в обычном значении этого слова. Возможно, стрела попала Ахаву в подмышечную впадину, когда он поднял руку. При описании такого рода металлич. одеяния, защищавшего грудь и плечи, употребляется и слово, означающее «оружие» или «всеоружие» и подразумевающее полное облачение воина (ср. Иов 20:24; Иов 39:21; Лк 11:22; Еф 6:11). Медные НАКОЛЕННИКИ упоминаются только в 1Цар 17:6, когда речь идет о Голиафе; такие наколенники пришли из Греции, где они использовались как усовершенств. кожаные гамаши, что видно из упомянутой ссылки. Очевидно, их использовали и филистимляне, но израильтяне к ним не прибегали. Эти металлич. пластины пришнуровывались к ноге или держались на ней за счет их собств. упругости;

в) в Вавилонии и Ассирии, а через них в Сирии и Израиле, для защиты головы воина использовался ШЛЕМ, правда, не как постоянная принадлежность, а лишь в отдельных случаях (напр., у Саула 1Цар 17:38). Впоследствии, видимо, это защитное одеяние получило большее распространение (ср. 2Пар 26:14). Но чаще шлем упоминается в ВЗ как экипировка воинов других народов (1Цар 17 — у Голиафа; Иер 46:4; Иез 23:24; Иез 27:10). Первоначально это был кожаный головной убор, впоследствии дополненный металлич. вставками; наряду с этим встречались цельнометаллич. шлемы различной формы. Шлемы не были широко распространены, т.к. мечи являлись не рубящим, а колющим О., и от их удара шлем не спасал;

2) среди ручного наступат. О. следует отметить прежде всего меч и копье:

а) КИНЖАЛ очень близок по форме к мечу, и оба эти предмета обозначаются одним евр. словом хэрэв. Кинжал отличался от меча клинком — более коротким и узким, обоюдоострым или треугольной формы, имеющим желобки для стока крови. Рукоятку кинжала, выполн. из дерева или слоновой кости, сначала насаживали на конец клинка и закрепляли с помощью клепки, позднее конец клинка насквозь проталкивали через дерев. или костяную рукоятку, а вышедшую часть загибали (петельная рукоятка). Археологами найдены искусно выполненные кинжалы, относящиеся к позднему периоду Царств. Рукоятку кинжала с двух сторон охватывали пластинки из дерева или слоновой кости. Оружие Аода (Суд 3:21) и Иоава (2Цар 20:8), очевидно, представляло собой кинжал, который носили в кожаных ножнах у пояса, реже — на плечевом ремне;

б) МЕЧ, колющее О. (см. 1Цар 31:4; Притч 12:18), как уже говорилось, похож на кинжал, в т.ч. и по способу крепления рукоятки, которая у филистимских мечей могла быть еще и обмотана лентой. Клинок меча вначале был плоским, но уже в железном веке, как правило, имел ребро посередине и был обоюдоострым (Суд 3:16). Позднее, в ассирийский период, наряду с прямыми клинками появились и саблеподобные мечи со слегка изогнутым клинком. В Египте и Вавилонии изготавливали серповидные, или кривые, мечи, которые, правда, едва ли можно было применять в бою. Меч хранился в ножнах (1Цар 17:51; 2Цар 20:8), из которых его извлекали перед сражением (ср. Пс 36:14; Пс 54:22; Мф 26:51). Меч носили на левом боку на поясе или на плечевом ремне;

в) КОПЬЯ были двух видов: метательные дротики [еврейское ханит или кидон] (Нав 8:18; 2Цар 1:6; Суд 5:8), дл. которых равнялась прим. 1,25 м, и копья, которыми наносили удары, не выпуская их из рук [еврейское ромах], их дл. ок. 1,8 м. В переводах не всегда видна разница между этими двумя видами копий. Копье имело дерев. древко (1Цар 17:7; 2Цар 21:19, из кипарисового дерева). Древко расщеплялось или просверливалось с верхнего конца, туда вставлялся металлич. наконечник в форме ланцета или треугольника, после чего для его закрепления древко обматывалось. Позднее наконечник стали снабжать петлей, имевшей отверстия и крепившейся к древку с помощью гвоздей; кроме того, существовали и наконечники для копий в форме втулки, которая насаживалась на древко. Наконечники в разное время делали из камня, бронзы или железа. Большое копье, используемое как колющее оружие, воин держал в руке (1Цар 17:7; 1Пар 12:9,25). На нижнем конце древка иногда находился железный хвостовик, позволяющий втыкать копье в землю. Копье для метания, судя по рисункам, часто обматывали лентой по спирали, лента при метании разматывалась, придавая полету снаряда стабильность благодаря возникающему при этом вращению. В Мф 26:47, где говорится о кольях, речь, вероятно, идет о заостр. палках и дубинках (→ Пасха, VI,2);

г) в качестве боевого О. применялась и → ПРАЩА, с помощью которой метали камни, а позднее — свинцовые шары. Другим видом стрелкового О. был ЛУК, из которого стреляли СТРЕЛАМИ. Еще одним видом боевого оружия являлась БУЛАВА, в ранние периоды — дерев. дубина с привяз. к одному из ее концов камнем, позднее — с утолщением из бронзы или свинца, и, наконец, полностью изготовл. из железа, причем ее древко иногда обматывалось лентой или снабжалось кожаной петлей, чтобы О. удобнее было держать. С течением времени из О. булава постепенно трасформировалась в → скипетр — символ власти;

3) обычное легкое вооружение воина состояло из пращи, лука и малого щита. Тяжеловооруж. воины носили меч, колющее копье и большой щит;

4) большие БОЕВЫЕ МАШИНЫ — это прежде всего осадные орудия (→ Крепость, III). Среди них следует назвать изобрет. ассирийцами в начале IX в. ТАРАН, стенобитное орудие в виде бревна с металлич. наконечником, вначале плоским, а позднее заостр., которым пробивали стены укреплений. Таран представлял собой передвижную станину, с боков обшитую кожаным плетением или кожей, верхняя надстройка служила боевой площадкой, на которой размещались воины и с которой можно было взобраться на крепостные стены. Известны были и ШТУРМОВЫЕ ЛЕСТНИЦЫ, по которым воины взбирались на стены укреплений. В эллинистич. период к стенам подкатывали по заранее сооруж. насыпям передвижные многоэтажные ОСАДНЫЕ БАШНИ, верхний этаж которых был занят стрелками и КАТАПУЛЬТАМИ, так что оттуда можно было метать в осаждаемый город стрелы, а позднее и каменные ядра (ср. 2Пар 26:15). Самая высокая из таких башен достигала выс. 50 м и имела 20 этажей, она использовалась при осаде Тира Александром Македонским в 332 г. до Р.Х. Верхний этаж нередко был снабжен перекидным мостом, чтобы с башни можно было достичь стены. Эти сооружения могли передвигаться на валиках. Для защиты воинов, сооружавших насыпь, использовали передвижные ЗАЩИТНЫЕ НАВЕСЫ, т.наз. «черепахи». В качестве важнейшей воен. «машины» следует назвать БОЕВУЮ КОЛЕСНИЦУ, которая с XV по VIII вв. до Р.Х. господствовала на полях сражений по всей Передней Азии. (→ Колесница, II);

5) многие виды О. упоминаются в Библии в метафорич. значении. Так, говорится о вооружении Бога и Его народа, а также об О. христиан. В Ис 59:17 и Еф 6 сказано о «шлеме спасения», в 1Фес 5:8 — о «шлеме надежды спасения». Говорится также и о щите как символе оберегающей силы Господа (Пс 17:3,31; Пс 32:20). Щит может олицетворять истину (Пс 90:4); в Еф 6 вера упомянута как О. христианина, которым он должен пользоваться. Меч является символом кары, даже истребит. кары (Иер 25:29; Иез 21:14; Зах 13:7). К мечу может быть приравнено и слово Божье, поскольку Бог Своим словом может разделять и судить (Евр 4:12). Отсюда становится понятно, почему Господь говорит, что Он пришел принести не мир, но меч (Мф 10:34), и почему в Откр 2:16; Откр 19 оворится о мече, исходящем из уст Сына Божьего. В Библии содержится обетование того, что, когда по воле Бога произойдет обновление мира, всякое насилие уступит место мирному труду и тогда оружие станет ненужным (Ис 2:4; Мих 4:3; ср. Иоиль 3:10). В Еф 6:11–17 Павел описывает жизнь и борьбу христиан, используя в качестве метафор предметы боевого облачения и вооружения рим. легионера. → Одевать, облекать (III).

II. ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ И ОРУДИЯ ТРУДА

1) из многочисл. утвари, которой израильтяне пользовались в быту, прежде всего следует назвать глиняные СОСУДЫ: → кувшин, → кружку, миску, → горшок, бутыль, → чашу, ложку. К этому следует добавить → светильники и → мельницы для помола зерна;

2) приспособления для → ОХОТЫ и РЫБОЛОВСТВАЗападня, силкиСилкиСетьРыба (III,4);

3) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНВЕНТАРЬ (частично уже описанный в статье → Земледелие, IV) — это ПЛУГ, МОЛОТИЛКА или МОЛОТИЛО, а также ЛОПАТЫ, которыми пользовались при провеивании обмолоч. зерна. КОСА, известная в Египте, у израильтян почти не встречалась. Зерновые жали СЕРПОМ, который до позднего бронзового века представлял собой изогнутый кусок дерева с укрепл. на нем заточ. кусочками кремня; позднее серп стали изготавливать из железа, его лезвие достигало в дл. прим. 30 см (см. Иоиль 3:13; Мк 4:29; Откр 14:14). ВИНОГРАДАРСКАЯ СЕРПЕТКА похожа на серп, но короче его, ее использовали для обрезания виноградных лоз (→ Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино);

4) для заклания животных и разделки туш (Быт 22:6; Лев 8:20; Лев 9:13) использовали НОЖ [еврейское маахэлэт], который вначале делали из камня (см. Исх 4:25), а позднее — из металла. Нож для жертвоприношений в храме Соломона был позолоч. (см. 3Цар 7:50). При еде не пользовались ни ножами, ни вилками; мясо заранее нарезали на куски, куски хлеба отламывали. Острыми ножами брились (Иез 5:1; → Волосы), а также, согласно Иер 36:23, ими затачивали стебли тростника, которые использовали для письма. В Пс 51 оварный язык сравнивается с острым ножом;

5) ВИЛЫ [еврейское мазлег] имели несколько разновидностей — вилы с двумя зубцами для ворошения сена, дерев. с несколькими зубцами для веяния зерна. В культовых целях использовались трезубые вилки, на них накалывали куски мяса во время варки при жертвоприношениях (Исх 27:3; 1Цар 2:13; 1Пар 28:17). Вилки либо насаживались на рукоятку, либо изготавливались цельнометаллич.; длина зубцов у найденных экземпляров составляет прим. 20 см;

6) евр. названия различных колющих и рубящих орудий не закреплялись за каким-то одним определ. видом инструментов, и это не позволяет точно установить, о каком орудии идет речь. ТОПОР (Суд 9:48; Мф 3:10) — основное орудие труда для работы с деревом и камнем. Частично — но не у израильтян — топор применялся и как боевое О. (Иер 46:22). Для конструкции топора характерно расположение режущих краев лопасти парал. рукоятке. Лезвие топора, как правило, дл. ок. 15 см, может быть прямым или изогнутым. Лопасть, первоначально каменную, а затем металлическую, сначала вставляли в расщепленный конец деревянной рукоятки и закрепляли лентой; позднее верхнюю часть лопасти стали выковывать в виде двух хомутиков, которые закреплялись вокруг топорища. И наконец, появились топоры, у которых лопасть через спец. отверстие вертикально насаживалась на топорище. Обоюдоострые топоры с лезвиями по обеим сторонам лопасти были редки. Боевые топоры для увеличения массы часто имели вокруг отверстия для насадки утяжел. обух, иногда в форме пальцев. Во Втор 19:5; Суд 9:48; Ис 10:15; Иер 10:3; Иер 46:22; Мф 3 топор (секира) — это орудие труда, служащее для обработки дерева, а в 1Цар 13 н упомянут в связи с обработкой земли. Родств. топору орудие — ТОПОР-КИРКА, имеющий лезвия по обе стороны от отверстия для насадки, причем плоскость одного лезвия расположена парал. топорищу, а другого — перпендикулярно к нему, к тому же последнее несколько изогнуто. Этим орудием обрабатывали камень, разбивали каменные или кирпичные стены. Топоры-кирки делали из железа и бронзы, но чаще из железа. Вместо парал. лезвия они иногда имели острый шип. в Синодальном переводе такой топор назван бердышом (Пс 73:6). В евр. языке для обозначения разных видов топора сущ. слова: кардом, гарзэн, маацад, кашшил. У родств. топору МОТЫГИ лопасть располагалась поперечно рукоятке и крепилась к ней либо с помощью хомутиков, либо насаживалась на нее через отверстие для насадки. В рабочем состоянии лопасть мотыги отстоит от рукоятки под прямым углом. Мотыга используется для обработки почвы на пашне или на виноградниках (Ис 7:25, в Синодальном переводе — «бороздник»). ЗАСТУП (1Цар 13:20) — это разновидность мотыги; оба эти орудия иногда напоминали ЛОПАТУ (употребление которой упоминается только в описаниях богослужений, Исх 27 и др., в Синодальном переводе — «лопатка»);

7)МОЛОТ использовали ремесленники в работе с деревом и металлом; встречались молотки, сдел. из камня, металлов — бронзы или железа, — а также из дерева (колотушка у столяров). ЗУБИЛО делали из бронзы, позднее — из железа, оно могло быть с рукояткой или без нее и служило для обработки стыков на изделиях или проделывания отверстий в дереве, реже — для обработки камня. ПИЛА первоначально cостояла из куска кремня с зубцами, причем ее полотно было относит. коротким; позднее пилы стали изготавливать из металла (→ Ремесло, III). Известны были и ЩИПЦЫ (→ Ремесло, V). В строительстве, как у плотников, так и у каменщиков находил применение ОТВЕС, металлич. груз на шнуре. Были известны и → ГВОЗДИ (Зах 10:4). Гвозди делали из бронзы и железа (см. 1Пар 22:3) и в отдельных редких случаях — из золота (2Пар 3:9); найденные экземпляры гвоздей имеют дл. 6–20 см. Вбитый в стену гвоздь — это символ непоколебимой твердости (Ис 22:23–25).

8) для сверления отверстий в дереве применяли БУРАВ, который приводили во вращение с помощью шнура, ведомого вокруг металлич. штифта. В работе с кожей для прокалывания отверстий применялось ШИЛО, изготовл. из бронзы, железа, а в более ранние периоды — из кости (ср. Исх 21:6; Втор 15:17). Оно было похоже на ИГЛУ. Иглы также делали из кости, бронзы и железа. Они были двух форм:

а) одежная игла (булавка), которую позднее сменила фибула (застежка) (→ Украшение, II,10). Ее верхняя часть нередко была украшена драг. камнем или полиров. золотом;

б) швейная игла, как правило, изготовл. из бронзы, дл. 9–16 см, на ее кованом конце просверливали ушко (Мф 19:24).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Орфа →