Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Печать

Печать

I 1) еще в III тысячел. до Р.Х. П. были широко распространены во всем Средиземноморье, в т.ч. на Ближнем Востоке. Так, раскопки в Палестине обнаружили много П., но большей частью они были завезены туда из Месопотамии или из Египта;

2) П. вырезали из камня, часто полудраг. (ср. Исх 39:6). Резчики гравировали на П. орнаменты, символические изображения, зарисовки разных сцен или письменные знаки. Были найдены и такие П., на которых помимо рисунка присутствует имя владельца и какая-либо надпись: изречение или пожелание. П. оставляла выпуклый отпечаток на мягкой поверхности (влажной глине) (Иов 38:14);

3) среди П. различаются такие, которые для получения отпечатка прокатывали по специально подготовленной поверхности, а также П., которыми пользовались как штампом. П. для прокатывания представляет собой каменный валик цилиндрической формы дл. от 2 до 8 см, просверленный по длине. При прокатывании он оставлял четырехугольное изображение, которое можно было дублировать несколько раз. Штемпельную П. вырезали на камне кубической или овальной формы. Штемпельная П. обычно была меньше цилиндрической. В Египте она часто изготавливалась в форме скарабея, считавшегося священным.

4) П. имела юридич. силу и применялась в качестве подписи (3Цар 21:8); ею запечатывали также док-ты (Ис 8:16; Ис 29:11). Оттиск П. на ручках кувшина указывал на содержимое кувшина, предназначенное в виде натуральной подати царю или святилищу, что также отмечалось в надписи на П. П., прокатанная по еще влажной глине при закупоривании горшка, указывала на его владельца. Тот, кто мог продемонстрировать П., совпадающую с отпечатком на предмете, считался владельцем данного предмета;

5) наряду с именем владельца на П. часто упоминается имя его отца, а также титул. Поэтому можно установить принадлежность П. царям, советникам, священникам и частным лицам. В Месопотамии была обнаружена цилиндрическая П. врача (ок. 2000 г. до Р.Х.), с помощью которой он, вероятно, изготавливал свои «визитные карточки» на глине. В Палестине сохранились и некоторые П., принадлежавшие женщинам; они относятся к перситскому периоду (ок. 500 г. до Р.Х.), когда женщина могла выступать в роли гражданского лица;

6) П. носили при себе, подвешенную на шейном шнурке (Быт 38:18), у пояса или укрепив ее на руке; наконец, она могла быть вставлена в перстень (Иер 22:24; Песн 8:6).

II. 1) «приложить печать» означало юридически заверить, утвердить, подписать док-т (3Цар 21:8; Неем 10:1; Иер 32:10), кроме того, так обеспечивалась неприкосновенность (Дан 6:17; Мф 27:66);

2) значительно чаще слова «запечатлевать» и «П.» употребляются в Библии в переносном смысле:

а) апостольское служение Павла удостоверяется как П. плодами его трудов (1Кор 9:2), Авраам получил знак обрезания как П. праведности через веру (Рим 4:11). Принявший свидетельство Иисуса запечатлел этим, что истинен Бог (Ин 3:33). На Сыне Человеческом «положил печать Свою Отец, Бог» (Ин 6:27); б) Бог может налагать П. на звезды, препятствуя их восхождению (Иов 9:7). Он «запечатывает» некоторые откровения, т.е. запрещает знакомить с ними людей (Дан 12:4; Откр 10:4; Откр 22:10; ср. Ис 8:16). То, что в начале было запечатано, может открыть и исполнить Агнец Божий (Откр 5); в) перед эсхатологической катастрофой Бог повелевает отметить Своих рабов «печатью на челе» (Откр 7:2–8; ср. Иез 9:4), чтобы провести их невредимыми как через внутренние, так и через внешние испытания (ср. Откр 3:10; Откр 9:4);

3) совокупность различных значений слова «П.» присутствует в выражении «запечатлеть Святым Духом» (2Кор 1:21; Еф 1:13; Еф 4:30). Этим актом Бог как бы признает данного человека Своей собственностью и подтверждает ему Свое искупление. Грешник искуплен кровью Христа (1Пет 1:18), оправдан принятием этой жертвы через веру (Рим 3:23–26), и теперь получает от Духа удостоверение в том, что он является чадом Божьим и сонаследником Христа (Рим 8:16). Это дарует ему и охрану от богопротивных сил (1Фес 5:23; 1Пет 1:5; Иуд 1:24). Подобно тому как вочеловечившийся Сын Божий является «оттиском» (в Синодальном переводе — «образом ипостаси») Божьей сущности (Евр 1:3), принятая при рождении свыше П. Духа придает христианину черты Сына Человеческого — Иисуса Христа; в этот образ он преображается через Св. Духа, «от славы в славу», до полного восстановления в нем образа Божьего (Рим 8:29; 1Кор 15:49; 2Кор 3:18);

4) ап. Павел говорит о П. «на твердом основании Божием», на котором поставлен верующий (2Тим 2:19; ср. 1Кор 3:11). Это сказано в связи с лжеучениями, которые уводят от Божьей истины (2Тим 2:16–18). Стоящая на этой П. надпись «познал Господь Своих» означает, что Иисус не признает никого из тех, кто лишь произносит Его имя, не исполняя Божьей воли (Мф 7:23). В то же время Иисус не отречется от того, кто истинно исповедует Его перед людьми (Мф 10:32). Об этом свидетельствует вторая надпись на «П.», требующая от верующих отречения от всего безбожного и богопротивного в жизни и в учении: «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2Тим 2:19).


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском Никифора Нюстрема Гёце Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter