Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Покаяние, каяться

Покаяние, каяться

I. ПЕРЕВОД

Слово «каяться», которым в Синодальном переводе передается ряд евр. и греч. слов [еврейское шув, «обратиться», «возвратиться», нахам, «сожалеть о чем-либо», «раскаиваться в чем-либо» и греческое метаноэйн, «изменять образ мыслей»] часто трактуется только в значении греческое метаноэйн — «изменять образ мыслей». Однако подобное толкование слишком односторонне. Греч. слово метанойа («покаяние») в своем значении восходит к ВЗ, передавая смысловое содержание еврейского слова шув (хотя в Септуагинте шув передается как эпистрэфэйн — «оборачиваться», «возвращаться»). Слово шув имеет более широкое значение, чем просто «духовный процесс изменения взглядов». Оно относится к существу человека и обозначает его полное обращение к Яхве. Это выражается в повиновении Божьей воле, в доверии к Господу, в отказе от помощи других богов и людей (в частн., от вступления в воен. коалиции с язычниками), в недопущении злых и богопротивных поступков. Все это присутствует и в новозаветном понятии «П.», которое существенно обедняется, когда его сводят к значению слова метанойа.

II. КТО ПРИВОДИТ К ПОКАЯНИЮ

В Библии ясно говорится, что к П. приводит Сам Бог, Его благость (Рим 2:4). Бог обращает Свой народ, и народ кается (Иер 31:19). Он устанавливает связь с человеком и приближает Царство Небесное (Мф 3:2). В Своем Сыне Иисусе Христе Бог призывает людей обратиться (Мф 4:17; Мф 9:13), даруя П. не только Своему народу Израилю, но и язычникам (Деян 11:18). Бог не хочет смерти «беззаконника», Он желает, чтобы грешник «обратился от путей своих и был жив» (Иез 18:23). П., к которому призывают апостолы (Деян 2:38), — это не насилие человека над собой и не свидетельство его внутр. смятения, а обращение к Иисусу Христу, Который «пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф 18:11). Из притчи о блудном сыне (Лк 15) становится ясно, что П. человека заключается в → исповедании им своей вины (Лк 15:21; ср. Иов 42:6; Притч 28:13; 1Ин 1:9) не только перед Богом, но, если необходимо, и перед человеком (Иак 5:16). Обращение невозможно без веры и надежды, основанных на жертв. смерти Иисуса Христа (Лк 24:47).

III. ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЯНИЯ

П. и обращение начинаются с отказа от самооправдания и, возможно, даже с отказа человека от своей предыдущей жизни. Это может сопровождаться внешними проявлениями: постом (Иоиль 2:12; Иона 3:5), плачем (Мф 26:75; Лк 7:37), разрыванием одежд (3Цар 21:27; Езд 9:3), облачением в траур (Иона 3:5) и биением себя в грудь (Лк 18:13). Пророки во все времена выступали против внешнего П., не сопровождавшегося искренним обращением. Иoиль призывает вместо разрывания одежд «раздирать» сердца (Иоиль 2:12), а Иоанн Креститель предостерегает от внешнего притворства, оставляющего в забвении «достойный плод покаяния» (Мф 3:7). Истинное П., начинающееся с признания собств. вины (Иов 42:6), ведет к совершению праведных поступков (Деян 26:20), включая отказ от прежнего образа жизни (Рим 6:1).

IV. ПОКАЯНИЕ И НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ

П. тесно связано с верой, возрождением и крещением (Мк 1:15; Лк 24:47; Деян 2:38). Именно эту связь имел, вероятно, в виду автор Послания к Евреям, когда писал о возможности покаяться лишь единожды (Евр 6:4–6; ср. Евр 12:17). Таким образом, несмотря на безграничность Божьей милости, возможность к П. имеет свои пределы. Человек кается однажды, как однажды принес Себя в жертву Христос (Евр 7:27; Евр 9:12; Евр 10:10). Сознат. совершение тяжкого греха может сделать П. невозможным, т.к. истинное П. включает не только признание вины, но и отказ от греховных поступков. Отказ покаяться приводит к ожесточению человека (ср. Рим 9:18). После Второго пришествия Иисуса П. станет невозможным. Именно поэтому в Сир 18:22 звучит призыв не откладывать обращение и П. до смертного одра (что было обычным явлением в древней Церкви). Наряду с П. как поступком, совершаемым лишь однажды на пути обращения к Богу, существует повседневное П., каждый раз заново подтверждающее уже совершенное однажды: «умерли со Христом» (Рим 6:8), «умер однажды» (Рим 6:10), но, несмотря на это, необходимо «почитать себя мертвыми» (Рим 6:11). Решение обратиться не принимается каждый раз заново, но постоянно подтверждается и укрепляется.

V. ПРОПОВЕДИ О ПОКАЯНИИ В БИБЛИИ

В Библии содержится множество проповедей о П. Главными проповедниками П. в ВЗ были Иеремия (Иер 2:1; Иер 3:1), (Ам 5), Иона (Иона 5), а в НЗ — Иоанн Креститель (Мф 3:1). Эту традицию продолжил Иисус, а ап. Петр ввел ее в древней Церкви (см. Деян 2:14,37). В проповеди о П. человеку указываются пути Господни (Ис 55:7; Иер 25:5) и обличаются его собственные «злые пути», ведущие к несправедливости (Ам 3:10) и в конечном итоге — к смерти (Иер 21:8). Эта проповедь отнюдь не призвана повергнуть слушателя в отчаяние, она открывает ему путь спасения (Ам 9:11; Лк 3:18). В этом и заключается ее отличие от предсказаний грядущих бед. Следствием истинной проповеди П. является обращение грешника, принятие им Евангелия (Мк 1:15) и прощение грехов (Лк 24:47; Деян 5 и др.). Церковь по повелению Христа возлагает на себя миссию проповедовать П. всему человечеству (Лк 24:47; Деян 17:30). → Обращение, обратить, обратиться.


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter