I. АВТОР
П.И. называет себя братом Иакова (Иуд 1:1), но не принадлежит к числу апостолов (Иуд 1:17). Оба эти обстоят-ва указывают на авторство → Иуды (4), брата Господа.
II. АДРЕСАТ И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Об адресате и времени написания послания ч.-л. определенное сказать трудно. Просматривается его очевидная связь со Вторым посланием Петра. Лжеучителя, о которых там только еще предсказывалось (2Пет 2:1–3), здесь уже действуют (Иуд 1:4; ср. Иуд 1:17,18). Остается неясным, к каким именно церквам было обращено П.И., которое можно датировать прим. 70 г. по Р.Х., возможно, даже несколько ранее.
III. СОДЕРЖАНИЕ
Послание направлено против лжеучителей, проникших внутрь Церкви. Принимая участие в вечерях любви (Иуд 1:12), они в то же время отвергают Господа и извращают Божью благодать (Иуд 1:4). Нечестивые, они живут по собств. похоти, «злословят то, чего не знают» и не имеют Духа (Иуд 1:10,16–19). Иуда призывает церковь молиться Св. Духом, отстаивать веру и спасать заблудших (Иуд 1:3,20–23).
IV. ОСОБЕННОСТИ
Примечат., что Иуда дважды упоминает факты, известные нам лишь из внебибл. источников. Рассказ о споре архангела Михаила с дьяволом о теле Моисея (Иуд 1:9) приводится также в апокрифе «Успение Моисея»; пророчество Еноха (Иуд 1:14,15) в том же виде встречается только в «Книге Еноха» (Иуд 1:9), известной лишь по эфиоп. списку. Но это не означает, что мы имеем дело с прямыми цитатами или что Иуда воспринимал эти → апокрифы как свящ. тексты (ср. цитаты из антич. авторов в Деян 17:28; 1Кор 15:33; Тит 1:12; → Поэты).