I. АВТОР, ВРЕМЯ И МЕСТО СОЗДАНИЯ
П.к К. было продиктовано ап. → Павлом в то время, когда он находился в заточении (Кол 1:24; Кол 4:3,10); заключит. приветствие было написано им собственноручно (Кол 4:18). Неизвестно, в каком именно месте заключения находился Павел в момент написания П.кК. Чаще всего в этой связи называют Рим, а также Кесарию и Эфес. Соавтором Павла, участвовавшим в написании как послание к колоссянам, так и посланий к филиппийцам и к Филимону (Флп 1:1; Флм 1:1), считается один из его сподвижников — Тимофей (Кол 1:1; ср. также 1Фес 1:1; 2Фес 1:1). Передали послание адресатам Тихик (Кол 4:7–9; Еф 6:2) и раб Онисим (Кол 4:9; Флм 1:10). Послание к Филимону и послание к колоссянам содержат одно и то же сообщение (Кол 4:17; Флм 1:2), так что, вероятно, они были написаны одновременно. Содержание и стиль изложения во многом схожи с содержанием и стилем → Послания к Ефесянам, которое, видимо, было написано тогда же или несколько позднее.
II. АДРЕСАТ И ПОВОД К НАПИСАНИЮ
Послание к колоссянам адресовано церкви в → Колоссах, основ. Епафрасом (Кол 1:7), который в момент написания послания находился рядом с Павлом (Кол 4:12). В послании Павел благодарит Бога за то, что в этой церкви царят вера, любовь и благоустройство (Кол 1:4; Кол 2:5). Однако здесь, как, видимо, и в соседней Лаодикийской церкви, появились лжеучителя, поэтому послание к колоссянам необходимо было прочитать в двух церквах (Кол 4:16). О том, какое именно лжеучение угрожало церкви, можно только догадываться, исходя из рассуждений апостола, — определенных сведений об этом нет. Лжеучителя в Колоссах отстаивали собственное, основ. на Законе представление о святости; они требовали обрезания всех верующих (Кол 2:11), соблюдения новомесячий, суббот и других праздников, а также определ. предписаний в отношении культовой чистоты (Кол 2:16,21,23). С др. стороны, в их служении ангелам проявляются черты, присущие гностицизму: Бог, по их мнению, не может непосредств. действовать в этом мире (ср. Ин 1:14), Он делает это только через иерархию различных духовных сил, благоволение которых наряду с благоволением Христа также необходимо для спасения (Кол 2:18). Павел определяет эти идеи как философию и человеч. учение, которое имеет лишь вид мудрости (Кол 2:8,22).
III. КОМПОЗИЦИЯ
1. Вступит. приветствие (Кол 1:1,2).
2. Благодарения и прошения:
а) благодарение Богу за духовную жизнь церкви (Кол 1:3–8);
б) просьба о дальнейшем возрастании церкви в познании Христа (Кол 1:9–12).
3. Значение личности и дела Христа (Кол 1:13–23):
а) Господь Царства и образ Бога (Кол 1:13–15);
б) посредник и цель всего творения (Кол 1:16);
в) Глава Церкви, примиривший мир с Богом (Кол 1:18–23).
4. Проповедь тайны Христа Его служителем Павлом (Кол 1 — Кол 2:3).
5. Отпор лжеучителям (Кол 2:4–23).
6. Новая жизнь во Христе (Кол 3 — Кол 4:6):
а) возможность новой жизни благодаря воскресению Христа (Кол 3:1–4);
б) совлечение ветхого человека с его делами (Кол 3:5–9);
в) облечение в нового человека (Кол 3:10–17);
г) практич. указания для повседневной жизни (Кол 3:18 — Кол 4:6).
7. Сообщения и приветствия личного характера (Кол 4:7–18).
IV. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Настоят. призывам лжеучителей к внешнему соблюдению Закона и их философским идеям, связывавшим спасение с ложным смирением и аскетизмом плоти (Кол 2:18,23), Павел противопоставляет реальность живого Христа и новой жизни в Нем. В противовес теории о иерархическом посредничестве божеств. сил апостол говорит о Христе как о Главе Церкви и о христианах как о членах этого единого организма. Христос есть образ Бога (Кол 1:15), Глава Церкви (Кол 1:18), Глава всякого начальства и власти (Кол 2:10): «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9), и в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол 2:3). Христос есть «упование славы» (Кол 1:27), в Нем верующие имеют искупление и прощение грехов (Кол 1:14), достигают совершенства (Кол 1:28) и совместно растут «возрастом Божиим» (Кол 2:19). Одним словом, Он является их «жизнью» (Кол 3:4). На этом основаны увещевания Павла христианам, которым надлежит облечься в образ Христа (Кол 3:10,12), сообразуя с этим свою повседневную жизнь (Кол 3:17). Им не должны помешать кажущиеся благоразумными, но по существу вводящие в искушение речи лжеучителей (Кол 2:4).