Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Прославление

Прославление

I 1) ВЗ прославляет положит, качества человека (Притч 31:31). Тот, кто пользуется авторитетом и снискал благословение Божье, прославляется другими людьми (Иов 29:11). Но вместе с тем текст 3Цар 20 редупреждает об опасности самовосхваления (ср. Притч 27:1). Жажда восхваления ведет к тщеславию (2Пар 25:19) и заканчивается отпадением от Бога (Пс 96:7). Господь предостерегает от самовосхваления тех, кто получил от Него дары мудрости, силы, богатства, т.к. человек легко может счесть их надежным достоянием и подтверждением своей исключительности. Истинно достойны восхваления те, кто познал Бога в Его милосердии (Иер 9:23,24). → Надменность,

2) только Господь может и должен быть прославляем, особенно в народе, которому Он открылся (Втор 10:21; 1Пар 16:10; Ис 43:21). Прославляются имя Бога (1Пар 29:13), Его правда (Пс 50:16), сила (Пс 58:17), милость (Пс 89:14), а также слово Божье (Пс 55:5). Такое прославление — это слышимый в мире отзвук Божьего откровения; поэтому оно совершается публично (Пс 21:23) и должно исходить от всех «концов земли» (Ис 42:10). Это то возвещение хвалы (Пс 50:17), через которое и язычники учатся познавать и восхвалять Бога (Иер 33:9; Иез 16:14).Так становится ясна Божья цель: весь сотвор. мир должен объединиться в проповеди Его славы (Пс 18).

II. 1) НЗ призывает еще категоричнее: «хвалящийся хвались Господом» (1Кор 1:31, ср. Иер 9:22; 2Кор 10:17; Рим 5:11). Бог спасает в Иисусе только из милости, чтобы никто не мог хвалиться перед Богом (Еф 2:9; 1Кор 1:29),всякое прославление человека исключено (Рим 3:27; 11:18). Тщеславие, заключающееся в надежде на собств. силы, есть зло (Иак 4:16); напротив, истинного восхваления заслуживают Божьи дела (Ин 12:17), крест Иисуса (Гал 6:14), надежда на грядущую славу (Рим 5:2) и даже скорбь, через терпение ведущая к надежде (Рим 5:3). An. Павел прославляет терпение и веру, которые Бог пробуждает в христианах, обращенных из язычников (2Фес 1:4; ср. 2Кор 9:2–4). Поэтому и эти качества послужат похвале апостола в день Второго пришествия Иисуса (Флп 2:16; 1Фес 2:19), как плод и знамение великих деяний, сотворенных Богом в Павле и через Павла (1Кор 15:10; Гал 2:8). Неверно, однако, было бы восхвалять человека за то, что он сделал якобы своими собств. силами, тогда как все исходит от Бога (1Кор 3:21; ср. 1Кор 3:4);

2) Павел не нарушает эти принципы, когда восхваляет себя перед коринфянами (2Кор 102Кор 12:12). Здесь он противостоит церкви, которая начала ориентироваться на внешние авторитеты (2Кор 10:7) и в которой появились люди, «хвалящиеся по плоти» (2Кор 11:18). Поэтому Павел стал «немощным для немощных», чтобы спасти и вразумить их (1Кор 9:22). Он отдает себе отчет в своем «неразумии» (2Кор 11:17), в том, что, хвалясь, говорит как неразумный (2Кор 12:11), но к этому принудили его коринфяне. Однако сказанное Павлом соответствует истине, апостол даже замалчивает кое-что из дарованных ему благословений, чтобы не соблазнить других ложной верой в него, Павла (2Кор 12:6). → Прославление, прославлять → ХвалаЧестьСлава.


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Просо →