Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Судьи

Судьи

I. 1) после смерти → Иисуса Навина (Нав 24:29–31; Суд 2:6–10) Израилем «управляли судьи» (Руф 1:1). Этот кровавый период в истории евр. народа, отмеченный жестокостями (Суд 9) и насилием (Суд 19), продолжался вплоть до избрания в цари Саула (1Цар 10:17; 1Цар 12). В те времена израильтяне находились под началом своих местных → начальников и → старейшин (Суд 2:7; Суд 10:18; Суд 11:5–21; 1Цар 4:3; 1Цар 8:4); централизов. власти не было, и каждый правитель поступал как ему заблагорассудится (Суд 17:6; Суд 18:1; Суд 21:25). Ослабли связи между израил. коленами (ср. Суд 5:15–17), зависть и гордыня завладели душами израильтян (Суд 8:1–3; Суд 12:1–6). Народ был разделен на группы:

1) колена, жившие на вост. берегу Иордана,

2) колена, жившие в сев. и средних областях зап. берега Иордана и

3) колено Иуды на юге, отделенное гаваонитянами и иевусеями от остального народа Израилева. В разных местах еще оставалось прежнее ханаан. население (Суд 1:19,21,27–35; Суд 3:1–6). Раздробленный, не способный сплоченно выступить против внешних врагов, народ Израиля был беззащитен против грабит. набегов и агрессии со стороны соседей. Причиной таких бедствий стало отпадение израильтян от Господа (Суд 2:10–13), непослушание и → идолослужение. Наряду с главным местом поклонения — скинией, находившейся в Силоме (Нав 18:1; 1Цар 1:3), израильтяне возводили частные святилища (Суд 17) и святилища отдельных колен (Суд 18:30);

2) история Израиля в эпоху С. характеризуется периодич. повторением похожих друг на друга событий. В наказание за отпадение Господь отдавал израильтян во власть врагов (Суд 2:11–15; Суд 3:7,12–14 и др.) на относит. короткое или более длит. время (Суд 6:1; Суд 13:1), пока они вновь не начинали просить Его о помощи (Суд 3:9,15; Суд 4:3). Тогда Он снисходил к их мольбам и воздвигал им судью, который освобождал Израиль от врагов (Суд 1:18; Суд 3:31) и устанавливал в стране мир (Суд 3:11; Суд 8:28). О повседневной жизни народа в такое мирное время рассказывает Книга Руфь. После смерти очередного судьи вновь происходило отпадение народа от Бога (Суд 3:12; Суд 4:1; Суд 6:1), вспыхивали войны, с новой силой разгорались ссоры между коленами.

II. 1) С., которых Господь воздвигал Своему народу (Суд 2:16,18; Суд 3:9,15), были не только воен. предводителями и освободителями от чужеземного господства, обеспечивавшими израил. народу право на жизнь. Их предназначение заключалось также в том, чтобы вершить правосудие (Суд 4:5; 1Цар 71Цар 8:3), стоять на страже Божьих заповедей (ср. Суд 2:17,19), улаживать споры, устранять несправедливость. Девора, на тот момент, когда она призвала Варака к сражению против Сисары, была судьей (Суд 4:5–7); Самуил, прежде чем выступить в роли судьи, был пророком (1Цар 3:20). Илий был первосвященником (1Цар 1:9) и не вел войн, так же как, вероятно, Фола, Иаир, Есевон, Елон и Авдон (Суд 10:1–5; Суд 12:8–15). Гедеон (Суд 6:1) и Самсон (Суд 13) были призваны непосредств. Господом, Иеффай был избран народом (Суд 11:11); о Фоле и Иаире сказано, что они «восстали для спасения Израиля» и были С. Израиля (Суд 10:1,3). Только Самуил передал этот пост по наследству своим сыновьям (1Цар 8:1–3). О Гофонииле, Гедеоне, Иеффае и Самсоне известно, что перед началом сражений на них снисходил Дух Господень (Суд 3:10; Суд 6:34; Суд 11:29; Суд 13:25);

2) судья действовал по поручению Господа, подобно → Моисею и → Иисусу Навину. Следует иметь в виду, что власть каждого С. распространялась только на опред. местность и на часть Израил. колен; поэтому одноврем. могли править несколько С. Этим и объясняется то обстоятельство, что годы правления отдельных С. превышают в сумме общую продолжительность эпохи С. Некоторые израильтяне, движимые стремлением к стабильности, пытались учредить в стране цар. власть. Стать царем предлагали еще Гедеону, но он отверг это предложение, указав, что царем Израиля является Сам Господь (Суд 8:22). Самовольное царствование сына Гедеона Авимелеха в Сихеме длилось недолго (Суд 9). В конце же правления С. желание народа получить царя, «как у прочих народов» (1Цар 8:5), стало столь сильным, что Самуилу, по велению Господа, пришлось уступить (1Цар 8:6–9);

3) должность и полномочия судьи [еврейское шофет], которые были шире, чем у старейшин народа, но уже, чем у царя, имеют аналоги у финикийцев. Так, согласно Иосифу Флавию, в Тире ок. 560 г. до Р.Х. в течение многих лет не было царя, но существовал целый ряд С. [финик. шуфетим], один из которых был одновр. священником. Такой же титул [лат. суфетес] носили высшие гос. чиновники в Карфагене. → Право (II).


* * * * *
В других словарях: Гёце Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter