Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Ум, разум, разумение, разумный

Ум, разум, разумение, разумный

I. 1) словом «У.» в Синодальном переводе ВЗ часто передается др.-евр. слово лев – → «сердце», которое в библ. эпоху считалось не только внутр. органом, но и инструментом чувствования и мышления (Быт 24:45; 3Цар 4:29; Иер 3:16; ср. Екк 2:1). В НЗ словом «У.» чаще всего переводится греч. слово нус (Рим 12:2; Кол 2:18; Лк 24:45); сходный смысл имеет и греч. слово дианойа — «разум» (2Пет 3:1, в Синодальном переводе — «смысл»; 1Ин 5:20, в Синодальном переводе — «разум»), а также айстэтэриа (в Синодальном переводе — «чувства», Евр 5:14) и эннойа (мышление, намерения; Евр 4:12, в Синодальном переводе — «намерения»). В тех случаях, когда речь идет о воззрениях и единомыслии, в греч. языке часто употребляются производные слова от глагола фронео. В библ. текстах понятие «ум» выражается целым рядом евр. и греч. слов, которые могут означать также «сердце», «понимание», «рассудок», «познание», «разум», «мудрость», «мысль», «мнение», «решение». Какое из значений подразумевается в каждом отдельном случае, можно судить по контексту;

2) при всем многообразии языкового выражения, смысл слова «У.» остается одним и тем же: под У. подразумевается средоточие восприятий, помыслов и намерений, а также волевые решения, предшествующие действиям человека (Рим 12:2; Еф 4:17), Бога (Ис 14:24; Иер 23:20; Рим 11:34; 1Кор 2:16). Разум позволяет людям обретать нравств. понятия. Именно наличием разума человек отличается от «неразумных животных» и поэтому может господствовать над ними (Быт 1:28; ср. Пс 48:21). Таким образом, разум — это духовная сущность человека, он дает человеку способность искать ответы на вопросы бытия. Разум — это вместилище человеч. мыслей и планов. Разум и разумение человек получает от Бога (Исх 31:3; Иов 32:8; 3Цар 4:29). Библия нередко воздает хвалу разумному поведению (1Цар 25:3; Притч 1:4; Притч 17:27; Притч 19:14; Притч 23:12; Притч 28:2).

II. 1) со времени грехопадения человеческий У. стал «плотским» (Кол 2:18), подверженным суетности (Еф 4:17), превратным (Рим 1:28), поврежденным, развращенным (1Тим 6:5; 2Тим 3:8) и оскверненным (Тит 1:15). Грех коренится в самой основе умственной деятельности человека, поэтому слово Божье «судит помышления и намерения сердечные» (Евр 4:12; → Сердце);

2) Библия призывает к преобразованию «обновлением ума» (Рим 12:2). Через воздействие Св. Духа человек может познавать истину (1Ин 5:20; ср. 2Пет 3:1), проявлять послушание ей и учиться различать добро и зло (Евр 5:14). Верующим даруются У. и чувствования, как у Христа (1Кор 2:16; Флп 2:5), что способствует воцарению единомыслия в Церкви (Рим 12:16; 1Кор 1:10; 2Кор 13:11; Флп 2:2).

III. О Боге в Библии сказано, что Он все понимает, обо всем ведает, все подчиняет Своей ясной цели. Его Дух — это «дух премудрости и разума, дух совета и крепости» (Ис 11:2; ср. Иов 12:13; Иов 26:12; Пс 135:5; Притч 8:14; Иер 10:12; Иер 51:15). Его разум «неисследим» (Ис 40:28), но все человеч. помыслы открыты Ему (Пс 138:2).

IV. Для постижения Божеств. и вечных истин человеч. разума оказывается недостаточно; человек не способен воспринять истину Божью (1Кор 2:14; 2Кор 4:4; Еф 4:18), доступ к Богу ему закрыт с момента грехопадения. Только когда мир с Богом, который превыше всякого разума, руководит нами и наполняет нас, наша внутр. сущность обретает покой (Флп 4:7). Человеч. разум нуждается в просветлении Св. Духом и через Него приходит к послушанию Христу в вере (2Кор 10:5). Тот, кто предоставляет свой разум Духу Божьему, совершает «разумное служение» (Рим 12:1) и оказывается способным познавать волю Божью (Рим 12:2; 1Ин 4:1).

V. Попытки человеч. разума быть независимым от Бога и самовластно судить о Божеств. и духовных истинах осуждаются Библией:

1) неразумны глупцы и безумцы (Притч 18:2; Рим 1:21), дети (Ос 13:13), бедняки (Иер 5:4), язычники (Еф 4:17);

2) в качестве признаков недостаточности У. называются: отсутствие смысла в словах (Иов 34:35), беспечность (Притч 1:32), легковерность (Притч 14:15), неумеренность и необузданность (Рим 10:2; Тит 3:3), непокорность истине (Гал 3:1,3);

3) признаками истинного У. считаются: стремление к знанию (Притч 15:14); познание Святого (Притч 9:10), понятливость (Притч 1:2), удаление от зла (Иов 28:28), следование по путям Господним (Ос 14:10);

4) НЗ ясно говорит, что природный У. имеет границы (1Кор 1:19). Ни иудеи, ни язычники не сведущи в том, что касается воли и сущности Бога (Рим 3:11), ученикам Иисуса также пришлось долго учиться этому (Мк 8:17; Лк 24:45). Постоянной предпосылкой истинного духовного разумения является → просвещение Духом Божьим (Еф 1:17,18; Еф 3:4; Еф 5:17; Кол 1:9; Кол 2:2; 2Тим 2:7; Откр 13:18).

VI. Выражение «выйти из себя» подразумевает, что человек в своих речах и действиях уже не подчиняется контролирующей и направляющей власти своего сознания и силе суждения. Это может быть проявлением патологии (→ Болезнь: безумие, безумный). Но иногда человек, движимый Духом Божьим, несправедливо слывет безумным в своем окружении (Мк 3:21; Ин 10:20; ср. Деян 26 и 1Кор 14:23).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
← Улла