Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Филистимляне

Филистимляне

Филистимляне упоминаются уже в перечислении народов в Быт 10:13 : «От Мицраима произошли... Каслухим, откуда вышли филистимляне» (Быт 10:13). Из Втор 2:23; Иер 47:4; Ам 9 можно понять, что Ф. происходили с о-ва → Кафтор (Крит); об их дальнейших переселениях точных данных нет. Каслухим (в евр. яз. — ф-ма мн.ч.) — это, вероятно, жители области у горы Касиос, располож. вост. дельты Нила. Часть Ф. сначала переселилась туда с Крита вместе с теми «народами моря», которые в XII в. до Р.Х. совершили нападение на Египет. Позднее они достигли юж. границ Ханаана, пройдя через область у горы Касиос. Др. часть Ф. переселилась в Палестину непосредств. с о-ва Крит. Обе группы слились там с Ф., издавна жившими в Палестине, на земле, которая хранит предания о них со времен Авраама и Исаака (Быт 21:32,34; Быт 26:1; Исх 13:17; Исх 15:14; Исх 23:31).

А.Нордзей дает ответ на вопрос, почему егип. надписи до 1200 г. до Р.Х. не содержат сведений о Ф. Он полагает, что сначала Ф. оставались верны египтянам, покорившим Ханаан, поэтому при перечислении одержанных побед они по понятным причинам не упоминались.

В пользу версии Нордзея говорят результаты раскопок, прежде всего в Гераре. Там были найдены сосуды, относящиеся к 2000–1500 гг. до Р.Х., аналогичные тем, что встречаются в слоях более позднего периода у Ф. Создается впечатление, что Ф., которые издавна селились в прибрежных областях Ханаана юж. Яффы, ок. 1200 г. до Р.Х. слились с родств. племенами. К ним, вероятно, относились пурасати, или пуласати (название которых соответствует обозначению Ф.), упоминаемые Рамсесом III (1195–1164 гг.) среди тех «народов моря», что угрожали в это время Египту. Критское происхождение Ф. подтверждается и тем, что Крит соответствует той области (или ее части), которую егип. тексты обозначают как «землю Кефто». В одном из егип. док-тов встречается имя →Анхус, которое в Библии носит царь Гефа. кроме того, на одном из егип. рельефов времен Рамсеса III пленные воины «народов моря» изображены в украш. перьями головных уборах, какие носили древние жители Крита. В 1Цар 30:14 говорится о Керети (Крите), в то время как в 1Цар 30:16 упоминается «земля Филистимская». (Ср. Иез 25:16; Соф 2:5, где критяне также отождествляются с Ф.) Под → хелефеями и → фелефеями, телохранителями Давида, следует понимать критян и Ф. В.Гельдерен высказал предположение, что хелефеи, в отличие от других Ф., были потомками древнейших жителей Крита. Со временем это различие сгладилось.

Уже упоминавшиеся сосуды из Герара также указывают на критское происхождение Ф. У Ф. было пять главных городов: Газа, Ашкелон (Аскалон), Ашдод (Азот), Экрон (Екрон, Аккарон) и Геф, каждый из которых имел своего правителя (Нав 13:3). Эти «владельцы Филистимские» поддерживали связи между собой и принимали совместные решения по важнейшим вопросам (Суд 16:5,23,27; 1Цар 5:8,11), так что Ф. выступали по отношению к внешнему окружению как сильная и сплоченная группировка. Среди этих удельных князей, по крайней мере во времена Давида, особое положение, очевидно, занимал царь Гефа.

В ВЗ Ф. выступают как враги израильтян, многократно превосходящие их в силе и нанесшие им несколько поражений. Полученные в ходе раскопок данные позволяют предположить, что ок. 1050 г. до Р.Х. Ф. разрушили города Силом, Беф-Цур и Дебир (Давир). В битве при Афеке, во времена Илия, они даже захватили ковчег завета (1Цар 4). Хотя Самуил и добился в то время убедит. победы над Ф. (1Цар 7), постоянная угроза с их стороны подогревала желание израильтян иметь своего царя (1Цар 8). Согласно 1Цар 13:3 (ср. 1Цар 10:5), во времена Саула в Гиве Сауловой находился филистим. охранный отряд (ср. 1Цар 10:5). Саул некоторое время успешно действовал против Ф., чему особенно способствовала победа Давида над Голиафом (1Цар 17), однако после гибели Саула в сражении на горе Гелвуй (1Цар 31) израильтяне оказались зависимыми от них. И только позднее Давиду удалось окончательно разбить Ф. и освободить Израиль. При Соломоне Ф. сохранили покорность. После разделения Израильского царства произошли сражения между Ф. и Северным царством, был осажден Гавафон (3Цар 15:27; 3Цар 16:15). Иуд царь Иосафат взимал с Ф. дань (2Пар 17:11). При Иораме Ф. грабили Иудею и Иерусалим (2Пар 21:16), при Озии они терпели поражения от израильтян (2Пар 26:6). При Ахазе Иудея страдала от набегов Ф. на города, располож. на равнине и на юге, причем некоторые из этих городов Ф. избрали местом своего поселения (2Пар 28:18). Езекия одержал победу над Ф. (4Цар 18:8).

Ф. упоминаются и в ассирийских надписях, напр. в надписях Синаххериба (библ. Сеннахирима). Ф. тоже пришлось испытать на себе ассирийское, вавилонское, а затем и перситское господство, поскольку в сравнении с этими народами они, как и израильтяне, оставались лишь одним из малых народов. Среди божеств Ф. самое важное место занимал Дагон, известен также Баал-Зебуб (→ Веельзевул), почитавшийся в Екроне. За враждебность к Божьему народу Ф. вновь и вновь постигали предсказ. пророками наказания (см. Ис 11:14; Иер 25:20; Иер 47:1; Иез 25:15–17; Ам 1:6–8; Соф 2:4–7). Однако в Библии есть предсказание и о том, что в конечном итоге Ф. познают истинного Бога (Зах 9:5–7).


* * * * *
В других словарях: Никифора Нюстрема Гёце Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter