Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Ходить

Ходить

I. 1) в ВЗ слово «Х.» употребляется только в прямом значении (Быт 17:1; Ис 40:31). В НЗ оно становится синонимом глагола «жить» (Ин 8:12; 2Кор 5:7; Флп 1:27; Кол 3:7);

2) поскольку Библия рассматривает всю человеч. жизнь как продвижение вперед в определ. направлении, это слово становится часто употребляемым библ. обозначением общего поведения человека на его жизнен. → пути. Глубокий взгляд на жизнь, присущий Библии, показывает, что люди не пребывают в покое, а постоянно находятся в движении и к чему-либо стремятся. «Хождение» является одним из основных понятий библ. этики;

3) силы, которые влияют на «хождение» человека, могут быть судьбоносными; человек может ходить в страхе или во тьме (Пс 137:7; Ис 50:10; Ис 59:9; Иез 28:14). Но и в этих местах Свящ. Писания речь не идет о «роке» в др.-греч. или совр. понимании. Здесь говорится об определ. с т.зр. нравственности силах, которые в общем виде могут быть определены словами «свет» и «тьма» (Ис 2:5; Ис 9:1; Ин 8:12; 1Ин 1:6; Откр 21:24). Конкретно о них может говориться как об «истине», «любви», «правде» (3Цар 3:6; Пс 25:3; Ис 33:15; Ис 38:3) или как о «нечистоте», «злой похоти» и «любостяжании» (ср. Кол 3:5–7). И там, где люди ходят в ожесточении своих сердец (Иер 23:17; ср. Втор 29:18; Иер 3:17; Иер 18:12), они на деле подчинены силам зла.

II. 1) просветл. ясность приходит в жизнь человека, как только ему открывается живой Бог. С этого времени вся этика может быть выражена с помощью слов «ходить пред Богом» (Быт 17:1; Быт 24:40) или «достойно Бога» (Флп 1:27, в Синодальном переводе — «живите достойно благовествования Христова»). Люди, знающие Бога, могут попросить Его указать им путь, по которому они должны идти (Исх 18:20; Пс 31:8; Пс 85:11; Иер 6:16). Для народа Израиля это «хождение пред Богом» было воплощено в → Законе. Поэтому ВЗ говорит: «Ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь» (Втор 5:33; Иер 7:23), или «соблюдайте заповеди Божии» (Исх 16:4; Лев 18:4; Лев 26:3; 3Цар 6:12; 3Цар 8:61; Неем 10:30; Иер 32:23; Иез 36:27; Зах 3:7), или «ходите Его путями» (3Цар 11:38; 4Цар 21:22; Пс 118:3; Иер 7:23);

2) в НЗ также присутствуют определ. указания о праведном хождении пред Богом (Еф 2:10; 1Пет 1:15). Необходимо знать, что если источник неправедной жизни содержится в плотском существе человека, то источник и сила новой жизни пред Богом — это не собств. (изнач. тщетные) усилия человека, подчин. Закону, а его исполненность Св. Духом. «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем», «если мы живем духом, то по духу и поступать должны» — таковы основные новозаветные нормы (2Кор 10:2–4; Гал 5:25). Вместе с тем это «хождение», т.е. жизнь во Христе (Кол 2:6; 1Ин 2:6; ср. также Рим 13:14; Еф 4:22–24), — это и совершение дел, которые Бог предназначил исполнять верующим (Еф 2:10);

3) чтобы люди могли праведно ходить пред Богом, им даны примеры, которые более наглядно, чем теоретич. выкладки, демонстрируют праведную жизнь, являясь одноврем. помощью верующим (3Цар 3:3; 4Цар 22:2; 2Пар 11:17; 1Тим 4:12). Самым высоким примером является Сам Иисус (1Ин 2:6);

4) сущ. «хождение» подводит итог всему сказ. Сколь разными не казались бы отдельные дела человека, его жизнь в конечном итоге становится либо «злым, суетным, нечестивым и безбожным» (Иер 23:22; Иер 44:22; 1Пет 1:18; Иуд 1:15), либо «святым, целомудренным, добрым, божественным» хождением пред Богом (1Пет 1:15; 1Пет 3:16; 2Пет 3:11; Иак 3:13).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter