Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Врач

Врач

Болезнь и врачевание у израильтян всегда рассматриваются сквозь призму библ. изречения: «Я Господь, целитель твой» (Исх 15:26). Охозия, вопрошавший языч. оракула об исходе своей болезни (4Цар 1:6), и Аса, тоже не обратившийся к Господу в своей болезни, а призвавший врачей (2Пар 16:12), умирают. Напротив, с деяниями пророков, Иисуса и Его учеников нераздельно связаны → исцеление от болезней и → воскресение из мертвых. Израильтяне не развили медицины как самостоят. отрасли знаний подобно египтянам (ср. Быт 50:2), вавилонянам, ассирийцам и грекам. Тем не менее, В. неоднократно упоминаются в Библии. То, что их услуги оплачивались, следует из Исх 21:19. Чаще слово В. употребляется в переносном смысле. Иов доверял Богу больше, чем «бесполезным врачам», как он называет своих друзей (Иов 13:4). Исаия пророчествовал о невозможности исцеления безнадежно больного израил. общества (Ис 3:7), и Иеремия не мог найти В. для исцеления «дщери народа», т.е. Иудеи (Иер 8:22).

Вместе с греч. культурой в Палестину проникает и греч. медицина (Мк 5:26; Лк 8:43). Иисус приводит поговорку о В., который должен исцелить самого себя (Лк 4:23). С В. Он сравнивает и Себя Самого (Мф 9:12). Но средства врачевания у Иисуса совершенно особые: «ранами Его мы исцелились» (Ис 53:5). Лука, спутник Павла и евангелист, — В. по профессии (Кол 4:14). Как помощники В. упоминаются повивальные бабки и → «составляющие масти» (мази), которые нередко заменяли В.

Несмотря на то, что в Библии говорится о некоторых → болезнях, сведения о лечебных средствах весьма скудны. Раны очищались и перевязывались (Ис 1:6; Ис 30:26). Для смягчения служило масло, для дезинфекции — вино (Лк 10:34). К этому прибавлялось лечение мазями и бальзамом (Иер 8:22; Иер 46:11; Иер 51:8); упоминается и глазная мазь (Откр 3:18). При переломе костей говорится о спец. повязке (Иез 30:21), которая, вероятно, накладывалась на поврежденное место поверх шины. Из лекарств. средств упоминаются пластыри из смокв при нарывах (Ис 38:21) и плоды мандрагоры (мандрагоровые яблоки), которые должны были помогать от бесплодия (Быт 30:14); листья в качестве лекарства названы в Иез 47:12. Вино употреблялось как укрепляющее средство для желудка (1Тим 5:23); смешанное со смирной, оно служило анестезирующим средством (Мк 15:23). При душевных недугах исцеляющее воздействие ожидалось от музыки (1Цар 16:16), а в Притч 16:24 говорится о «приятной речи», которая «сладка для души и целебна для костей». Буйных душевнобольных и одержимых бесами связывали цепями, чтобы они не причинили вреда себе и окружающим (Дан 4:12,20; Мк 5:3; Лк 8:29).


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском Нюстрема
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
← Врата