Чтобы опровергнуть это мнение, Павел описывает события, которые должны произойти перед возвращением Христа. Эти события связаны с появлением «человека греха», который воссядет в Иерусалимском храме и провозгласит себя Богом (2Фес 2:3-4).
Хотя человек греха еще не пришел, зло, связанное с ним, уже действует (2Фес 2:6).
Павел называет это зло «тайной беззакония». Кто такие человек греха и удерживающий, и какова природа тайны беззакония? По этому поводу велось очень много споров. Преобладают следующие мнения:
1. Тайна беззакония — это тирания Римской империи, а человек греха — будущий римский император, которому не дает добиться власти текущий правитель Рима. В поддержку этой позиции говорится, что в апокалиптике времен Павла Рим описывался как квинтэссенция зла. Кроме того, примерно за 10 лет до написания 2-го послания Фессалоникийцам римский император Калигула велел воздвигнуть свою статую и поклоняться себе в Иерусалимском храме (Иосиф Флавий «Иудейские древности» 18.8.2-6; «Иудейская война» 2.10.1-5).
2. Тайна беззакония — это Иерусалимская религия, а человек греха — первосвященник, с которым апостолы борются своими проповедями. Но вряд ли Павел мог рассматривать иудаизм в таком свете (см. Рим 9:1-5).
3. Богословы-диспенсационалисты утверждают, что тайна беззакония — это зло в целом, воплощенное в фигуре антихриста (человека греха), которого сдерживает Святой Дух. В таком случае трудно понять, почему Святой Дух «будет взят от среды» (2Фес 2:7).
Смотрите также: антихрист; Фессалоникийцам 2-е послание; второе пришествие Иисуса Христа; Фессалоникийцам 1-е послание, эсхатология.