«Тайна» — это божественная истина, которая скрыта в сердце Божьем, но в должное время открывается Его народу (
Рим 11:25-26). Тайна Царства (
Мф 13:11;
Мк 4:11) такова: еще до своего эсхатологического пришествия Царство пришло неожиданно в исторической миссии Иисуса. Эта тайна открывается в притчах Иисуса (
Мф 13;
Мк 4). Современные исследователи истолковывают эти притчи с точки зрения двух критических норм. Во-первых, притча — это не аллегория, а история из повседневной жизни, которая учит какой-то одной истине. Во-вторых, притчу следует истолковывать в контексте условий жизни во времена Иисуса. Притча в
Мк 4:26-29 — не о стадиях роста, а о том, что «земля сама собою производит» (
Мк 4:28). Царство — это правление Бога, сверхъестественное явление, а не результат работы людей. Притча о четырех типах почвы (
Мф 13:3-9,
Мф 13:18-23) учит не тому, что существует четыре типа слушателей слова о Царстве. Основная истина этой притчи в том, что слово о Царстве должно быть принято; в противном случае оно не принесет плода. Иначе говоря, Царство, которое провозглашал и воплощал Иисус, должно вызвать в человеке отклик, чтобы подействовать на него. Притча о пшенице и сорняках (
Мф 13:24-30) учит тому, что Царство Божье уже пришло в историю, до эсхатологического суда, на котором хорошие будут отделены от плохих. и те, и другие растут в мире (
Мф 13:38) до судного дня, когда произойдет эсхатологическое разделение. В притчах о горчичном зерне и закваске (
Мф 13:31-33) противопоставляется теперешняя незначительность и будущее величие. Акцент ставится на том, что царство развивается из малого. Иисус никогда не говорил о росте правления Бога. То, что сейчас — крошечное зерно (пророк из Галилеи и горстка Его последователей), однажды станет великим деревом. Притчи о сокровище и жемчужине (
Мф 13:44-46) учат тому, что Царство в Иисусе выглядит незначительно, однако его стоит добиваться. Притча о неводе (
Мф 13:47-50) учит тому, что присутствие Царства динамично, оно привлекает многих людей. (Даже среди учеников Иисуса был предатель.) Но в эсхатологический период произойдет разделение. Похожее высказывание есть также в
Лк 10:18. Иисус послал Своих учеников проповедовать. Как Иисус, они должны были провозглашать, что Царство Божье близко (
Лк 10:9). Они тоже изгоняли бесов. Когда они вернулись к Иисусу после успешного служения, Он сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (
Лк 10:18). Эта метафора указывает на суть служения учеников Иисуса: как и Сам Иисус, они лишали сатану его силы. «Связывание» и «падение» символизируют одну истину: победу Царства Божьего над сатаной. Здесь присутствует момент, отличающий учение Иисуса от ВЗ и иудаизма того времени. Пророки считали, что Царство будет учреждено сверхъестественным небесным существом (
Дан 7) и им будет править могущественный царь из рода Давида (
Ис 9;
Ис 11). Пришествие мессианского Царства у пророков связано с эсхатологической надеждой. То же самое относится к иудейским авторам, которые разочаровались в истории и возлагали все надежды на будущее. В отличие от того, что писали ранее, Иисус провозгласил Царство Божье как событие, в Его лице происходящее в Его служении. Бог снова проявил инициативу; Бог действует. Ни один иудей I века не представлял себе, что Царство Божье войдет в историю через обыкновенного человека — кроткого и смиренного учителя. Присутствие Царства далее рассматривается как правление Бога, которое в Иисусе предлагается в дар и должно быть принято. Это относится также к Царству в момент эсхатологического исполнения, когда праведные унаследуют его (
Мф 25:34). В ответ на вопрос молодого человека о том, как унаследовать жизнь вечную (
Мк 10:17), Иисус заговорил о вступлении в царство (
Мк 10:23-24) и принятии дара вечной жизни (
Мк 10:30) как синонимах. Царство — это дар, который Отцу угодно даровать небольшой группе учеников Иисуса (
Лк 12:32). Если эсхатологическое правление Бога несет Его народу благословения этого Царства, и если Божье Царство в виде Его правления вступает в историю до эсхатологического свершения, нам следует ожидать, что Божье правление в истории принесет Его народу некие предваряющие благословения. Этот факт отражен во множестве высказываний. Царство следует искать здесь и сейчас (
Мф 6:33) и принимать, как дети принимают дар (
Мк 10:15;
Лк 18:16-17). Хотя оно вошло в историю неожиданно, Царство Божье в лице Иисуса подобно скрытому сокровищу, драгоценной жемчужине, обладание которой важнее обладания всеми остальными благами (
Мф 13:44-46). Дар царства проявляется в том, что глухие слышат, слепые видят, прокаженные очищаются, а нищие слышат Благую Весть (
Мф 11:5). Евангелие от Иоанна. В Евангелии от Иоанна место Царства Божьего в проповедях Иисуса занимает понятие вечной жизни. Царство Божье упоминается дважды (
Ин 3:3,5), в связи с жизнью вечной. Царство Божье здесь — это эсхатологическое Царство, а вечная жизнь — жизнь в Царстве. Как Царство Божье в синоптических евангелиях относится и к будущему, и к настоящему, так и вечная жизнь — это одновременно жизнь века грядущего (
Ин 12:25) и текущее благословение (
Ин 3:16). Деяния. Если судить по Книге Деяний, представляется, что первые ученики в целом не были способны понять учение Иисуса о Царстве Божьем как текущем духовном благословении. Они собирались, ожидая наступления в Израиле эсхатологического царства (
Деян 1:6). В Деяниях рассказывается, что ученики продолжали проповедовать Царство Божье, но обычно как эсхатологическое благословение (
Деян 8:12;
Деян 14:22;
Деян 19:8;
Деян 20:25;
Деян 28:23,31). В последних двух ссылках, однако, Царство Божье — синоним Благой Вести об Иисусе Христе. Одна из важных тем Книги Деяний связана с понятием Божьего Царства. В день Пятидесятницы Петр объявил, что Бог посадил Иисуса по Свою правую руку во исполнение
Пс 109:1 (
Деян 2:33-35). В псалме это пророчество о воцарении в Иерусалиме царя из рода Давида. Петр утверждает, что теперь это пророчество исполнилось в небесном правлении Иисуса. Так Он стал Господом и Христом (Мессией). Эти термины взаимозаменяемы: «Господь» означает абсолютную власть, «Христос» — мессианского царя. Послания Павла. Павел развивает тему небесного правления Христа, помазанного Царя. Царство — это и эсхатологическое наследство (
1Кор 6:9;
1Кор 15:50;
Гал 5:21;
Еф 5:5;
1Фес 2:12;
2Фес 1:5;
2Тим 4:1,18), и текущее благословение, в которое верующие вступают сейчас (
Рим 14:17;
Кол 1:13). Ключ к этому — взаимозаменяемый характер господства и мессианского царского правления. Иисус теперь вознесен над всем как Господь (
Флп 2:11), и хотя Его царское правление незримо, оно будет явлено всем в момент Его второго пришествия. Подобным образом Он взошел на престол как мессианский Царь посредством воскресения и небесного собрания, и должен быть Царем, пока не подчинит Себе Своих врагов (
1Кор 15:25;
Еф 1:22). Последним врагом, которого Он уничтожит, будет смерть. Откровение. Основная тема Откровения Иоанна — это свершение замыслов Бога, связанных с искуплением, когда царство мира сего станет царством Господа нашего и Его Христа (
Откр 11:15). В Откровении рассказывается о борьбе церкви во враждебном мире, но говорится также, что Христос уже одержал победу над силами зла (
Откр 5:5), благодаря чему в конечном итоге уничтожит их (
Откр 19:11-20:14). Опять же, последним врагом, которого Он уничтожит, будет смерть (
Откр 20:13-14). Откровение завершается символическим описанием Царства Божьего (
Откр 21-22), когда Бог пребудет среди Своего народа и «узрят лицо Его» (
Откр 22:4). Так завершается НЗ: божественный порядок восстановлен в беспорядочном мире. Таково Царство Божье.
Смотрите: тж.
Притча;
учение Иисуса Христа;
ЦАРЬ.