Библия » Словари » Большой Библейский Словарь

Тайна, Мистерия

Тайна, Мистерия

(Mystery) Замысел или секретный план, которым Бог делится только со Своим народом. В большинстве библейских отрывков имеется в виду мудрый Божий промысел, направленный на достижение определенной цели в истории. Более конкретно Божья тайна — это Его план, связанный со смертью Христа. Речь идет не о тайне, которую Бог не хочет открывать, и не о чем-то непонятном и недоступном. Богословское значение понятия (которое встречается в Писании более 30 раз) лучше всего видно из следующих отрывков: Дан 3:18-28; Дан 4:6; Мф 13:11; Мк 4:11; Лк 8:10; Рим 11:25; Рим 14:24; 1Кор 2:7; 1Кор 4:1; 1Кор 15:51; Еф 1:9; Еф 3:3-6, Еф 3:9-12; Кол 1:26-29; Кол 2:2; 2Фес 2:7; 1Тим 3:9,16; Откр 1:20; Откр 10:7; Откр 17:5-18. У Даниила акцент ставится на откровении, которое Бог посылает Даниилу, — о содержании и значении сна царя Навуходоносора. Важно отметить: сон рассказывает о том, что собирается совершить Бог. Ни один мудрец, волшебник или маг не смог объяснить его, но «есть на небесах Бог, открывающий тайны» (Дан 2:28).

В недавние годы исследователи обнаружили эту тему и в других иудейских писаниях, в том числе в свитках Мертвого моря. Акцент ставится на решениях Бога по поводу будущего, в особенности последних времен. Мир пытается решить такие проблемы, как существование зла (то есть почему, хотя Бог всемогущ и благ, люди все-таки страдают?).

Верующий знает о таких проблемах, но знает также, что у Бога есть Свой замысел и однажды все станет понятно. Бог воздаст по заслугам тем, кто страдает в этом мире, и осудит тех, кто грешен, — это часть «тайны», а также основная тема иудейских произведений времен Христа. Бог управляет всем во вселенной. Народы исполняют Его замысел. Мф 13:11; Мк 4:11 и Лк 8:10 — часть притчей о Царстве. Само понятие Царства связано с кульминацией Божьих деяний в истории. Это видно из образов притчей, таких как сбор урожая, символизирующий будущий суд. Вот почему здесь уместно слово «тайна». Иисус здесь объясняет, почему Он говорит притчами. Они живо представляют истину, но и скрывают ее от тех, кто не способен ее воспринять. Вот почему слово «тайна» (у Матфея и Луки — «тайны», во множественном числе {у Марка в синодальном «тайны»}) указывает на внутреннюю природу учения Иисуса о Царстве. Те, кто принимает Его послание, будут знать его значение; те же, кто не понимает, упускают не только значение притчи, но и возможность услышать спасительную весть и откликнуться на нее (Мф 13:12-15).

Другой момент, связанный с данным отрывком, — это незаданный вопрос: почему, если Мессия пришел, зло еще существует в этом мире. Слуги в одной из притчей хотят выполоть сорняки, символизирующие зло или грешников, но им велено позволить им расти до времени сбора урожая — то есть суда (Мф 13:24-30).

Присутствие в мире зла и то, что Бог в конечном итоге сделает с ним, — это тоже «тайна». Рим 11:25 входит в состав большого раздела (Рим 9-11), посвященного народу Израиля и его будущему. Речь снова идет о текущей проблеме и ее будущем решении. В данном случае проблема — это неверие Израиля. Ожесточение сердца Израиля в настоящее время названо «тайной» (Рим 11:25).

Но Божий замысел исполнится, и «весь Израиль спасется» (Рим 11:26).

Этот акцент на Божьем замысле тесно связан с понятием «тайны» и является основным для всего отрывка. Задача Рим 14:24 шире, в нем связывается «откровение тайны, о которой от вечных времен было умолчано», с «благовествованием» Павла и его «проповедью Иисуса Христа». Здесь имеется в виду значение смерти Христа. «Тайная премудрость» Бога упоминается в 1Кор 2:7. Контекст — это весть о кресте, которую проповедует Павел. Эта весть кажется безумной тем, кто считает себя мудрецами, но погряз во грехе, но именно это «юродство» несет спасение верующим (1Кор 1:18-25).

Павел не пытается провозглашать мирскую «мудрость», он проповедует «тайную» мудрость для духовно зрелых людей (1Кор 2:6).

Для них он изрекает, в буквальном переводе, «мудрость в тайне» (1Кор 2:7).

В этом отрывке понятие тайны связывается с Божьим промыслом, который касается смерти Христа как средства спасения. Здесь тайна связывается также с историческим процессом («властями века сего») и развитием Божьих планов от ВЗ к будущему. В 1Кор 2:10 подчеркивается, что Бог на самом деле явил эту тайну нам. В 1Кор 4:1 Павел снова противопоставляет Божью мудрость и мудрость мира (1Кор 3:18-23).

Он не только говорит о тайнах, но и вводит понятие служения. Ему вверено откровение Божьей тайны, и он должен преданно провозглашать ее. Эта тема снова появится в Еф 3:2-6. Павел возвращается к связи между тайной и последними временами в 1Кор 15:51. Ранее (1Кор 2:9-16) говорилось, что человеческое познание не может постичь планы Бога, но Бог явил эту тайну верующим. Основная особенность явленной тайны в том, что верные входят в присутствие Бога: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» (1Кор 15:51-52).

Другие упоминания о тайне в 1 Коринфянам находятся в общем контексте 1Кор 12-14, где речь идет о духовных дарах, в том числе принятии божественного откровения, так что термин «тайны» в 1Кор 13:2; 1Кор 14:2 уместен. Послание к ефесянам начинается с ряда заявлений о Божьем замысле в истории, кульминация которого — вселенское господство Христа (Еф 1:10).

Здесь присутствуют такие выражения, как «избрал», «предопределил», «воля», «благоволение», «изволение». Эти идеи были связаны с понятием «тайны» в древнееврейских произведениях, и это проливает свет на итог, который подводит Павел: «Открыв нам тайну Своей воли...» (Еф 1:9).

В Божий замысел входит формирование общины верующих, примиренных с Ним и друг с другом через крест (Еф 2:14-18).

Членами этого Тела должны стать иудеи и язычники, разделившие обетования в Иисусе Христе. Это новый этап явленного Божьего плана, который Павел называет здесь «тайной» (Еф 3:4-6).

Как мы уже отмечали выше, сам Павел считает себя обязанным преданно проповедовать эту «тайну» (Еф 3:2-5; 1Кор 4:1-5).

Из Послания к колоссянам видно чувство ответственности Павла, связанное с этой «тайной», которая отождествляется со «словом Божиим» (Кол 1:25-29).

Снова присутствует идея, что исторический момент связывается с тайной, которая познается только через откровение: «Тайна, сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым Его» (Кол 1:26).

Как и в Ефесянам, церковь — место, где осуществляется Божья тайна, «которая есть Христос в вас, упование славы» (Кол 1:27).

Этот Христос провозглашается в мудрости, так что верующие могут достичь в Нем совершенства и зрелости (Кол 1:28).

Павел просит колосских верующих молиться за себя, пока он проповедует эту «тайну» (Кол 4:3).

Из 1Тим 3:16 видно, что «тайна благочестия» включает в себя основные моменты, связанные с тайной, такие как ее проявление в мире и конечное воздаяние. Но великий Божий план движется к своему завершению не беспрепятственно. В связи с пришествием последних времен Павел снова упоминает о тайне. На этот раз это мрачная тайна, «тайна беззакония» (2Фес 2:7).

О похожей силе зла, «Вавилоне великом, матери блудницам», говорится в Книге Откровение, и она тоже названа «тайной» (Откр 17:5).

Возможно, имеется в виду, что существуют враждебные Богу силы, природу которых человек не способен осознать. Но Божья истина и сила возобладают над ними, и Он доведет до исполнения Свою тайну, или промысел. В Откр 10:6-7 говорится об этом свершении. Века ожидают уничтожения зла, и ангел объявляет: «Времени уже не будет». Настал час, когда «совершится тайна Божия». Обратите внимание на динамическую особенность тайны в данном контексте. Это не просто статичная истина, но нечто, что может «совершиться». Эта великая кульминация истории согласуется с более ранними откровениями Бога «рабам Своим пророкам». Таким образом, тайна — это мудрый Божий замысел, который управляет историей и будет явлен в момент ее кульминации. Это Божий ответ на проблему зла и напрасное сопротивление сил зла. Это значение центрального события истории, смерти Христа, и откровение о результатах Его воскресения в момент окончательного преображения верующих при Его втором пришествии.

* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter