Библия » Словари » Большой Библейский Словарь

Тело

Тело

(BODY) Термин, который употребляется в Библии в нескольких разных значениях, в том числе метафорически и богословски. Во многих библейских ссылках отражены особенности отношения евреев к человеческой жизни. В Ветхом Завете. Авторы ВЗ используют несколько еврейских слов, которые переводятся как «тело», в основном относящихся к физической жизни. Тело страдает; оно подвержено болезням и травмам. Иногда оно является мертвым, то есть трупом или останками. Упоминаются даже «тела» духовных существ — например, херувима в видении Иезекииля (Иез 1:11) или ангела (Дан 10:6).

Иеремия говорит о телах языческих богов, имея в виду их изображения в виде идолов (Иер 10:1-16).

Такое использование показывает, что в представлении евреев все живые существа, будь они небесными или земными, обладают телом. Иногда термин «тело» близок по значению к термину «плоть», часто оба они представляют собой перевод одного и того же еврейского слова. «Тело» — это весь физический человек. «Плоть» обычно указывает на греховность или тварность человека. Люди обладают телами и телесным существованием; каждый человек обладает также духом и духовной жизнью. Но в Писании эти два момента не противопоставляются друг другу и не рассматриваются как «отдельные» части человека. Тело не считается препятствием для души (как в основном считали греческие мыслители).

Только в период между двумя заветами иудейские писатели начали говорить о теле как зле или чем-то, противопоставленном душе. В Новом Завете. Хотя слово «тело» используется в НЗ так же, как и в ВЗ, это понятие приобретает новое значение. Тело Иисуса (то есть Его останки) было снято с креста (Мк 15:43).

Тело может болеть и быть исцелено (Мк 5:29) и нуждается в одежде (Иак 2:16); однако тело (то есть физическая жизнь) — это больше, чем одежда (Мф 6:25).

Иисус велит не бояться тех, кто убивает тело, но не способен убить душу; напротив, страшиться надо тех, кто может погубить и тело, и душу в аду (Мф 10:28).

На вечере Господней Иисус сказал о хлебе: «Сие есть Тело Мое», а потом добавил, держа в руке чашу: «Сие есть Кровь Моя» (Мк 14:22,24).

Эти термины из системы жертвоприношений ВЗ призваны были раскрыть жертвенное значение смерти Иисуса. и при ветхом, и при новом заветах, для искупления народа завета предлагалась реальная физическая жизнь. У апостола Павла термин «тело» является одним из важнейших для понимания христианского опыта. Большая часть упоминаний о теле в НЗ приходится на послания Павла. Греховное тело. В Рим 6:6 Павел говорит об упразднении «тела греховного». Это не значит, что тело греховно само по себе, хотя некоторым образом грех всегда связан с материальностью. Здесь не говорится также, что грех полностью пребывает в человеческой природе. Тело не олицетворяет грех. Эта фраза скорее обозначает физическую жизнь людей — жизнь на земле, — которая проходит под властью греха. При обращении в христианство, как считает Павел, этот привычный образ человеческого существования упраздняется. Связывать грех с телом значит лишь признавать, что люди в их земной жизни («жизни в теле») в основном грешны. Описав этот ужасный конфликт человеческого существования, Павел восклицает: «Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим 7:24).

Человеческая жизнь, оскверненная грехом и его последствиями, требует Христова искупления (Рим 7:25-8:4).

Тело верующего. При обращении верующие, как утверждает Павел, испытывают не только «спасение души», но и преображение всей жизни. Они умерли для греха и освободились от его гнета. Поэтому Павел призывает к святости жизни «в теле». «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим 6:12).

Праведность, а не грех, должна руководить физической жизнью христиан. Общественная и личная жизнь верующих должна быть святой. Верующие живут в мире (Ин 17:11) и должны жить в нем для Бога (в своем телесном существовании); они не должны быть равнодушны к миру. Физическая, земная жизнь, таким образом, приобретает новое значение. Павел велит христианам посвятить свои тела в живую жертву (Рим 12:1).

Жизнь каждого отдельного человека должна быть «живой жертвой» Богу. Павел не презирает земное существование, но видит во Христе новый потенциал. Все определяет присутствие Святого Духа. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?» (1Кор 6:19).

Это утверждение не следует воспринимать материалистически, как будто Дух находится в тканях тела; «тело» в данном случае — это физическое, земное существование во всей его полноте. Павел предвосхищает также последнее преображение жизни тела через Христа. Он говорит об «искуплении тела» (Рим 8:23) и преображении «уничиженного тела нашего... так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (Флп 3:21).

Библия, хоть в ней реалистически представлен человеческий грех и физическая деградация, не разделяет пессимизма тех теорий, которые говорят об уходе от этого мира. Тело воскресения. Евреи не представляли себе возможности отделения тела от души. В Библии жизнь после смерти — не бестелесное существование, но жизнь в «новом теле». Хотя Павел задает в 1Кор 15:35-57 много вопросов, ясно, что он усматривал преемственность между земным телом и телом воскресения. «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1Кор 15:44).

Возможно, это выражение в значительной степени может быть основано на опыте Иисуса, мертвое тело Которого не только воскресло, но и преобразилось так, что больше не было приковано к земле. Его тело воскресения было преображенным земным телом. Павел был уверен, что в момент обещанного воскресения жизнь вернется к телу, но текущих ограничений больше не будет, жизнь будет проявляться по-новому. Таким образом, смерть, говорит Павел, будет «поглощена... победою» (1Кор 15:54).

Смотрите также: воскресение, тело Христово; церковь; человек.

* * * * *
В других словарях: Брокгауза
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter