Даниил 11 глава

Книга пророка Даниила
Библейской Лиги ERV → Библия говорит сегодня

Библейской Лиги ERV

1 «В первый год царствования мидянина Дария я встал на сторону Михаила в его борьбе против принца Персии.
2 Теперь, Даниил, я говорю тебе истину: ещё три царя будут править Персией. Затем придёт четвёртый царь и соберёт ещё больше богатств, чем другие цари, которые были до него. С помощью своего богатства он обретёт власть и настроит все народы против греческого царства.
3 Затем придёт очень сильный и могущественный царь, который будет править властно и делать всё, что пожелает.
4 Сразу же после того, как он придёт к власти, его царство расколется и будет разделено на четыре части. Однако царство не достанется его потомкам, и никто не будет править этой землёй с таким же могуществом, которым он обладал, потому что его царство раздробится и будет отдано другим людям.
5 Южный царь будет сильным, но один из его же военачальников победит его и захватит власть в свои руки. Он станет очень могущественным.
6 Потом, через несколько лет, южный царь и этот военачальник заключат союз. Дочь южного царя выйдет замуж за северного царя для того, чтобы установить мир. Однако она и южный царь будут недостаточно сильны, и народ обратится против неё и того человека, который привёз её в эту страну. Они также будут против её ребёнка и того человека, который помог ей.
7 Но придёт человек из её семьи и займёт место южного царя. Он нападёт на армии северного царя и войдёт в его укреплённую крепость. Он будет сражаться и одержит победу.
8 Он заберёт их богов и идолов, сделанных из металла, а также дорогие изделия из серебра и золота. Он увезёт всё это в Египет и несколько лет не будет беспокоить северного царя.
9 Северный царь нападёт на южное царство, но потерпит поражение и вернётся в свою страну.
10 Сыновья северного царя приготовятся к войне и вместе соберут большую армию. Эта армия быстро продвинется через страну как мощный поток и будет сражаться, достигнув самой укреплённой крепости южного царя.
11 Затем южный царь очень разгневается и выйдет сражаться с северным царём, у которого будет большая армия, но проиграет войну.
12 Северное войско будет разгромлено, и многие будут захвачены в плен. Южный царь очень возгордится и убьёт тысячи солдат северного войска. Но недолго будут продолжаться его успехи.
13 Северный царь соберёт ещё одно войско, и оно будет больше первого. Через несколько лет он нападёт со своей огромной и хорошо вооружённой армией.
14 В те времена многие восстанут против южного царя, и люди из вашего собственного народа пойдут против него. Они потерпят поражение, но всё то, что произойдёт, подтвердит верность этого видения.
15 Затем придёт северный царь, он построит валы у стен и овладеет укреплённым городом. У южной армии не хватит сил отбить наступление. Даже самые лучшие солдаты южной армии не смогут противостоять северному войску.
16 Северный царь будет поступать так, как ему захочется. Никто не сможет устоять перед ним. У него будет власть над Прекрасной Землёй и сила, чтобы разрушить её.
17 Северный царь решит собрать всю свою силу против южного царя. Для того чтобы уничтожить его, он выдаст одну из своих дочерей замуж за южного царя. Однако его планы не осуществятся, и он не достигнет своей цели.
18 Затем северный царь обратится к странам, расположенным вдоль побережья Средиземного моря. Он завоюет многие из этих городов, но некий военачальник положит конец его гордыне, обратив эту гордыню в позор.
19 После всего этого северный царь вернётся в укреплённые крепости своей страны, но силы покинут его, и тогда он потерпит поражение, и не станет его.
20 На место северного царя придёт новый правитель и пошлёт сборщика налогов для того, чтобы собрать достаточно денег и жить словно царь. Но через несколько лет этот правитель погибнет, хотя и умрёт он не в сражении.
21 За этим правителем последует очень жестокий и ненавистный всем человек. У этого человека не будет благородства царской семьи. Он станет правителем благодаря обману. Он нападёт на царство, когда народ будет чувствовать себя в безопасности.
22 Этот человек разгромит большую и сильную армию и даже самого вождя соглашения.
23 Многие страны заключат соглашение с этим жестоким и ненавистным правителем, но он их обманет. Он обретёт великую власть, но лишь немногие будут поддерживать его.
24 Когда самые богатые страны будут чувствовать себя в безопасности, этот жестокий и ненавистный правитель нападёт на них. Он нападёт в самое выгодное для себя время и достигнет успеха там, где его предкам не удалось преуспеть. Он заберёт всё добро из стран, которые победит, и отдаст всё это своим последователям. Он задумает разгромить и разрушить сильные города, и это ему удастся, но только на короткое время.
25 У этого жестокого и ненавистного правителя будет очень большая армия, и он воспользуется ею, чтобы проявить свою силу и отвагу и напасть на южного царя. Южный царь соберёт большую и могущественную армию и отправится на войну. Но те, кто были против него, устроят заговор, и южный царь будет побеждён.
26 Люди, которые, как казалось, были добрыми друзьями южного царя, попытаются погубить его, и его армия будет разгромлена. В сражении погибнет много его воинов.
27 У этих двух царей будет одно желание: как бы причинить вред друг другу. Они будут сидеть за одним столом и лгать друг другу, но это не принесёт ни одному из них никакой пользы, потому что Бог уже назначил время для их погибели.
28 Северный царь вернётся в свою страну с огромным богатством и с враждебным замыслом против святого соглашения. Он выполнит то, что задумал, и вернётся в свою страну.
29 В назначенное время северный царь снова нападёт на южного царя, но на этот раз успех ему не будет сопутствовать, как раньше.
30 С Кипра придут корабли и сразятся против северного царя. Он увидит, как подходят эти корабли, и испугается. Тогда он отступит и обрушит гнев свой на святое соглашение, а также будет помогать тем, кто отказался от святого соглашения.
31 Северный царь пошлёт свою армию, чтобы осквернить храм в Иерусалиме. Она остановит людей, приносящих ежедневные жертвоприношения, и установит нечто мерзкое, приносящее погибель.
32 Северный царь ложью и льстивыми речами обманет всех тех, кто перестал чтить святое соглашение. Они станут грешить ещё больше, но те люди, которые познали Бога и чтили Его, обретут силу и будут готовы к сражению против этого царя!
33 Мудрые наставники помогут другим людям понять, что происходит. Но даже тем, кто мудр, придётся страдать от преследований. Некоторые из этих мудрых учителей будут убиты мечами, сожжены или взяты в плен, а некоторые из них лишатся дома и имущества.
34 Когда эти мудрые наставники будут наказаны, им будет оказана небольшая помощь, но многие из тех, кто присоединятся к мудрым учителям, окажутся притворщиками.
35 Некоторые из мудрых учителей совершат ошибки и падут. Но наказание должно прийти, чтобы проверить и очистить их как серебро в огне. Это должно произойти для того, чтобы приготовить их для конца времён. И тогда, в назначенный срок, наступит конец времён».
36 «Северный царь будет поступать так, как захочет, и станет превозносить сам себя, станет сам себя хвалить и возвеличивать превыше любого божества. Он будет говорить такое, о чём никто никогда не слышал, и будет поносить Бога богов. Ему во всём будет сопутствовать успех до тех пор, пока не обрушатся бедствия. После всех этих событий совершится всё то, что было предопределено Богом.
37 Северный царь забудет о богах, которым поклонялись его отцы, или о лжебогах, которым поклоняются женщины. Ему не нужны будут никакие боги. Вместо этого он сам возвеличит себя и поставит выше любого бога.
38 Северный царь не будет поклоняться никакому богу, а станет поклоняться лишь власти. Власть и сила будут его богом. Его отцы так не любили власть как он. Он будет чествовать бога власти золотом, серебром, дорогими украшениями и подарками.
39 Этот северный царь нападёт на хорошо укреплённые крепости с помощью чужеземного бога. Он окажет почести тем чужестранным правителям, которые присоединятся к нему, и даст им власть над многими людьми. Он заставит этих правителей платить ему за землю, которой они управляют.
40 К концу времени южный царь будет сражаться против северного царя. Северный царь нападёт на него с колесницами, всадниками и флотилией, состоящей из больших кораблей. Он промчится через страну как буря.
41 Северный царь нападёт на Прекрасную Землю и победит много стран. Спасутся от него только Едом, Моав и вожди Аммона.
42 Северный царь проявит свою силу во многих странах, и Египет тоже познает его силу.
43 Он завладеет сокровищами, золотом, серебром и всеми богатствами Египта, и ливийцы, и эфиопы покорятся ему.
44 Но с востока и севера дойдут до него слухи, которые испугают его, и он выйдет в великой ярости, чтобы завершить истребление многих народов.
45 Он раскинет свои царские шатры между морями, на прекрасной Святой горе. Но в конце концов этот злой царь умрёт, и некому будет помочь ему, когда придёт его конец».

Библия говорит сегодня

11. История, вписанная в книгу. 11:1−45

Принятие высказанного слова

Эта глава представляет собой высказанное откровение, а не пророчество в виде зримых образов. Сущность пророчества передается в форме длинного устного рассказа. Например, способ передачи пророчества о семидесяти неделях контрастирует со способами передачи посланий в предыдущих откровениях, описанных в гл. 7 и 8. Он также контрастирует со способом передачи откровения Навуходоносору в его сне. В предыдущих видениях и снах откровение сообщалось в видимых впечатляющих образах. Их смысл постигался путем толкования символов. Но последнее откровение выражено словами, порой трудными для интерпретации, но по большей части такими ясными и точными, что смысл послания совершенно определен. Это откровение скорее для ушей, а не для глаз. Поскольку это кульминация откровений, данных Даниилу, то переключение с визуального на слуховое восприятие сделано, видимо, для того, чтобы Даниил смог яснее постичь полученное им откровение.

Бог в Своем общении с людьми всегда использует как зрительные символы, так и слова. Но примечательно, что даже в большинстве видений эти зрительные образы никогда не превосходят по важности слова, которые их объясняют. Бог обращается к людям значительно чаще через слух, чем через зрительное восприятие. И даже когда Он использует и то и другое вместе, слуховой канал восприятия, кажется, имеет приоритет над зрительным.

Жалко, что мы сами так часто пытаемся изменить баланс этих способов восприятия, желая сделать Бога и христианскую веру актуальными сегодня. Мы поступаем так, полагая, что современное мышление во многом определяется телевидением, и поэтому человек сегодня лучше воспринимает то, что он видит, а не то, что он слышит. Но Сам Бог, решил ли Он изменить способ общения с людьми? Довольно глупо так легко допускать, что зрительное восприятие теперь для Него предпочтительнее слухового. Нам стоит задуматься о важности слов. Они менее двусмысленны и гораздо более надежны для динамичного воздействия, чем визуальные символы. Это верно, что даже при вербальном общении все еще остается некоторая неопределенность. То, что слова означают для одного человека, иногда сильно отличается от того, что они значат для другого. Но все же смысл слов зафиксирован. И слова могут нести в себе замечательную силу и ясность. Пропасть между тем, что один и тот же зрительный образ означает для одного человека и что он означает для другого, много больше, чем между смыслами одних и тех же слов, воспринимаемыми разными людьми. При самом искусном использовании техники и артистизма для передачи современного визуального послания, оно не имеет той ясности и определенности, которые совершенно необходимы, когда речь идет о вопросах жизни или смерти, спасения или осуждения.

История поверженной империи

Эта глава, по крайней мере в первых тридцати пяти стихах, пересказывает события периода, который мы уже коротко рассмотрели, говоря о видении, изложенном в гл. 8, где шла речь об овне, козле с рогом, четырех рогах и небольшом роге. Теперь нам дается несколько больше исторических деталей, чем мы имели раньше. Например, в ст. 2 сообщается о трех персидских царях, которые уступили дорогу четвертому, более великому, который начал изнурительную войну против Греции. Комментаторы не смогли точно определить, кто те цари, но большинство думает, что речь идет о военной кампании великого Ксеркса, которому и дали дорогу предыдущие правители. В ст. 3 нам, несомненно, говорят опять об Александре Македонском. Ст. 4 рассказывает о том, что случилось после его смерти. Вначале появилось четыре царства (четыре рога из 8:8): Кассандр получил Македонию и Грецию; Лисимах — Фракию и Малую Азию, Селевк — Сирию, Вавилонию и другие восточные страны до самой Индии, в то время как Птоломей владел Египтом [. R. Driver, The Book of Daniel (The Cambridge Bible, 1900), p. 115.]. Ст. 5 коротко сообщает о том, как уже упомянутый Селевк I Никатор получил свое царство и власть, начиная под покровительством Птолемея I Сотера в Египте, но постепенно обрел силу и независимость и начал двигаться с завоеваниями к северу (ок. 300 г. до н. э.).

В ст. 6 начинается история союзов и войн между царствами севера и юга. Цари юга — это царская династия Птолемеев в Египте. Цари севера — это царская династия Селевкидов, правивших Сирией и Палестиной и имевших столицу в Антиохии. События, упомянутые в ст. 6, происходили около 250 г. до н. э. В попытке установить мир и единство двух царств Птолемей II Филадельф отдал свою дочь Беренику в жены Антиоху II. Читая эти стихи, мы думаем о молодой принцессе, оказавшейся заложницей в политической игре, пребывающей в роскоши и неге в иностранном дворце, но вскоре ставшей объектом безжалостного семейного заговора и отравленной, вместе с малолетним сыном, в результате подстрекательства Лаодики, разведенной и завистливой матери Антиоха.

В ст. 7−9 говорится о войнах Птолемея III и Селевка II, что привело к убийству последнего. Птолемей, с юга, завоевывал и грабил северные территории. А Селевк предпринял безуспешные попытки вторжения в Египет. События, описанные в конце ст. 9, можно датировать приблизительно 240 г. до н. э.

Со ст. 10−12 речь идет о двух главных соперниках — Птолемее III и Антиохе III, который позже обретет титул Антиоха Великого. Он упомянут в ст. 10 как один из двух сыновей царя севера, который предпринял поход на крепости юга. Но его брат Селевк III был убит, пока эта экспедиция продолжалась, и он, Антиох, остался единственным правителем из царского дома Селевкидов. Результатом той экспедиции (ст. 11) стал поход на север очередного Птолемея, который разбил своего северного противника в великой битве при Рафии в 205 г. до н. э. За этой битвой последовал период перемирия, в течение которого Антиох смог постепенно восстановить свою силу, и ст. 13 начинается с отчета об усиленной подготовке и удачливой вылазке, которую он предпринял против Египта, где правил Птолемей IV. Ст. 14 рассказывает, что Антиох атаковал бывших союзников, а также что некоторые мятежные из сынов иудейского народа участвовали на его стороне в неудачной попытке, чтобы исполнилось видение. Но комментаторы не способны дать убедительного объяснения тому, что это означает.

Ст. 15 и 16 говорят о длительной и сложной борьбе между Антиохом и Птолемеем IV, закончившейся около 198 г. до н. э. установлением полного господства Антиоха на славной земле (без сомнений — Палестине), что было почти роковым для иудеев. Ст. 17 повествует о следующем походе Антиоха Великого на юг. Он закончился браком его дочери Клеопатры с правящим юным Птолемеем V в 194 г. до н. э. Клеопатра, таким образом, получила огромное приданое, которым ее отец, без сомнений, хотел воспользоваться, но она отстояла свою самостоятельность.

В ст. 18 и 19 речь идет о последнем эпизоде в карьере Антиоха Великого. Он совершил поход на запад и был убит при попытке ограбить языческий храм.

Ст. 20 говорит о Селевке IV, старшем сыне Антиоха III. Он был непримечательным и имел довольно позорный конец. Но все же он был определенно лучше своего младшего брата, который наследовал трон за ним — презренный Антиох IV Епифан, с которым мы уже знакомы.

Теперь, начиная со ст. 21 и далее, мы читаем больше о карьере Антиоха Епифана. До этих пор не много говорилось о мыслях и чувствах людей, делавших историю, но теперь брошен острый взгляд на внутренние цели и мотивы царя. Во вводной характеристике его личности подчеркнута его склонность к предательству и интригам, с помощью которых он пришел к власти (ст. 21−24). Далее описана его первая египетская кампания 170−169 гг. до н. э., и опять подчеркнута страсть Антиоха к закулисной борьбе (ст. 25−28). Затем коротко упомянуто о второй египетской кампании, которую он проиграл. Предполагается, что его гнев из-за поражения обернулся против иудеев (ст. 29−30). Потом следует история о его альянсе с предателями среди иудеев, его свирепом преследовании тех, кто осмеливался придерживаться завета с Богом, надругательство над храмом и алтарем.

Ст. 32−33 рассказывают о сопротивлении, начатом верными иудеями, людьми, чтущими своего Бога, поэтому они достойны особого внимания. И разумные из народа вразумят многих (11:33). Это может относиться к партии Хасидим или просто к тем верным иудеям, которые были готовы сопротивляться. Их твердость и свидетельство о Боге имели огромное влияние на общественное мнение и на создание партии сопротивления, хотя такая политика вовлекала народ в череду жестоких преследований. Упоминание о некоторой помощи (ст. 34) может иметь в виду деятельность Маккавеев, с их успешным вооруженным сопротивлением. Отмечается, что даже в то время к борьбе за свободу примешались притворщики (см. ст. 34), имевшие неискренние мотивы, хотя они и рисковали жизнью в своей показной преданности тому, что, как им казалось, приведет к триумфу. Эта часть истории заканчивается утешением тем, кто искренне боролся и претерпевал мучения, умирая с надеждой, ибо они были очищены и убелены к последнему времени (см. ст. 35).

Бог определяет наши пути

Этот отрывок претендует быть исторической хроникой, рассказанной заранее и содержащей множество деталей. Царей, на которых ссылается текст, можно назвать по именам, и описанные события действительно отражают то, что происходило. Это в Библии очень необычно, чтобы так далеко отстоящие во времени события предсказывались столь точно, с такими подробностями. Великие пророки, несомненно, предсказывали будущее, но они не вдавались в мелкие детали.

Если мы относимся к Библии серьезно, как к целостному тексту, мы должны поддержать точку зрения, что Бог — это Бог отдельной личности, так же как Бог народов, и что Он контролирует историю таким образом, чтобы предоставить человеку свободу выбора и возможность для своевременного и искреннего покаяния. Бог желает, чтобы мы избежали страшных трагедий, которые иногда с нами случаются в результате нашего греховного поведения. Он предоставляет нам свободу выбора, но при этом Сам управляет историей и достигает Своих целей. Например, когда мы читаем рассказ о Давиде и Вирсавии, как это описано во Второй книге Царств и в начале Третьей книги Царств, то обнаружим похоть, убийство, насилие, измену, жестокость — как это было и в истории династий Селевкидов и Птолемеев. Но мы знаем, что в случае с Давидом у Бога была Своя цель, преследуя которую Он обеспечивает, чтобы сын Давида, Соломон, и никто иной, наследовал трон своего отца. Даже очень незначительные вмешательства Бога в историю могут развернуть ее в нужном для Него направлении. Молитвы тоже принимаются во внимание и на них Бог отвечает. Но Бог Сам определяет события: пророчество об Авессаломе в отношении наложниц его отца было дано задолго до того, как оно в точности исполнилось (2Цар 12:11; 2Цар 16:22). Мы можем вспомнить, как таким же образом — реализуя Свое суверенное право управления всем и при этом оставляя человеку пространство для свободного выбора — Бог продемонстрировал Свою волю, например, в истории Иосифа и его братьев и в распятии Иисуса Христа.

Мы имеем ответственность

Итак, если мы верим, что отчет о Селевкидах и Птолемеях в настоящей главе — это пророчество, то нам следует считать, что Бог достигает Своих целей через взаимодействие со всеми царями и их семьями, уважая их свободу и давая им пространство для принятия ответственных решений таким же образом, как Он делал это во всех только что упомянутых историях. Неверно по отношению ко всей остальной Библии представлять, что Бог точно устанавливает Своим декретом эти события заранее, а потом смотрит на людей как на марионетки, автоматически контролируемые для исполнения своей роли на сцене истории. Мы верим, что в Своем чудесном управлении земными делами Он относится к язычникам так же, как к Своему народу.

Некоторые исследователи Ветхого Завета считают, однако, что если этот отрывок воспринимать как пророчество, то это обязательно приведет к убеждению, что Бог упорядочивает человеческие дела чисто механическим образом и мы лишаемся свободы выбора, а наши молитвы бесполезны, поскольку не в состоянии ничего изменить. Это соображение заставило многих исследователей отрицать пророческий характер этого отрывка и настаивать на том, что, как минимум, эта глава книги должна была быть написана во время преследования иудеев при Антиохе Епифане. Нам нет необходимости разделять это мнение, поскольку мы верим, что Бог может определять и контролировать события человеческой жизни, как свидетельствует Библия, и что в те дни Он заранее сообщал о грядущем Своим пророкам.

Какую бы точку зрения мы ни имели о времени написания этой главы, смысл ее ясен: нельзя понять цель истории, движущейся к своему концу, пока мы не оглянемся назад. На исторической сцене доминировали правители, которые поступали исключительно в соответствии со своими своекорыстными желаниями (11:16, 28), не уважая права людей и истину. Ненависть, и даже ненависть близких родственников друг к другу, характерна для многих правящих элит; там тех, кто имел слишком большие амбиции, уничтожали. Поражает иррациональность подъемов и спадов в судьбах правителей. Одни достигали успеха, другие низко падали, и в этом часто не было ни видимых причин, ни справедливости. Трон героя нередко наследовался презренным жуликом, и губительные перемены наступали без предупреждений.

Даниил ясно осознал несовершенство мира, в котором он жил, и это было одной из причин его мучений. Но он старался не стать циником, хотя часто наблюдал вокруг то, о чем говорил автор Книги Екклесиаста:

«Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем. <...> Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета!» (Еккл 7:15; Еккл 8:14).

Автор этой книги, как и Даниил, старался помочь нам увидеть нелепость жизни без Бога и показать невозможность обретения ее смысла без веры в Бога. Даниил, возможно, сделал шаг еще дальше. Если Екклесиаст провозглашает нелепость жизни без веры в Бога, то Даниил помогает нам осознать ущербность веры без знания о финале истории — последних временах.

Приближение к последним временам

Многие исследователи Библии считают, что в конце этого длинного пророчества автор ясно говорит о том, что совершится в конце самой человеческой истории. Они верят, что 12:4 однозначно указывает на это и что вся Книга Пророка Даниила завершается двумя ссылками на кульминацию всей истории. Эта точка зрения кажется справедливой, поскольку в начале гл. 12 мы также имеем ссылку на грядущее воскрешение мертвых.

Однако другие исследователи убеждены, что книга завершается пророчеством автора о времени Антиоха Епифана, что это и было для Даниила последним временем. Эта точка зрения, однако, плохо согласуется с языком заключительной части книги, особенно с начальными стихами гл. 12 о невиданной в истории катастрофе, воскрешении и вечной славе мудрых.

В каком месте книги описание времени правления Антиоха сменилось пророчеством о последних временах всей истории? Есть мнение, в соответствии с которым переход ко времени окончательного конца сделан где-то в заключительных стихах гл. 11 или в начале гл. 12. Эта точка зрения подразумевает, что описание антихриста в 11:36−39 в точности соответствует образу Антиоха Епифана (хотя, конечно, оно может быть отнесено к другому, более позднему, диктатору). Предполагается, что следующие стихи (40−45) описывают последнюю войну, в которой Антиох участвовал (нет никаких исторических свидетельств об этой войне).

Думается, предпочтительнее та точка зрения, что в ст. 36 автор уже перестал думать о времени Антиоха, т. е. это поворотный пункт в мыслях автора. Вначале его размышления были связаны с Антиохом, но в какой-то момент (после этого стиха) он определенно задумался о настоящем конце времен. Таким образом, в ст. 36 слово царь может относиться не к Антиоху, а к антихристу последних дней и описанию его дел (хотя они определенно кажутся принадлежащими Антиоху), и является первой ссылкой на то, что будет иметь место, когда вся история в конечном счете завершится.

Такая точка зрения хорошо согласуется со словами: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (12:4). Конец времен, безусловно, является весьма отдаленным событием от исторических событий, упомянутых в хрониках династий Птолемеев и Селевкидов. Эта точка зрения снимает вопрос, какая в действительности военная кампания Антиоха описана в 11:40−45. Историки ничего не могут сказать о монархе, личность которого соответствует этим стихам. Их смысл останется сокрытым до времени, когда реально наступит конец истории. В описаниях последних времен более поздними пророками есть указание на великий поход народов, отвергающих Бога, против народа Божьего в Святой Земле, и особенно в Иерусалиме. Бог в конечном итоге спасет Своих людей и уничтожит их гонителей (Иез. 38−39; Зах 12:2−5; Зах 14:1−5; Иоиль 3:9−16). Некоторые найдут в неясном отрывке из Книги Пророка Даниила эхо ожиданий того финального противоборства и спасения народа (особенно ст. 45), которое в свою очередь отразится в Книге Откровение Иоанна Богослова (Откр 16:16; Откр 19:19; Откр 20:9).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.