For the choir director; according to Mahalath. A Maskil of David.
They are corrupt, and have committed abominable injustice;
There is no one who does good.
To see if there is anyone who understands,
Who seeks after God.
There is no one who does good, not even one.
Who eat up My people as though they ate bread
And have not called upon God?
For God scattered the bones of him who encamped against you;
You put them to shame, because God had rejected them.
When God restores His captive people,
Let Jacob rejoice, let Israel be glad.
Надписание псалма указывает во-первых, на способ исполнения («на струнных орудиях»), во-вторых, на характер содержания («учение»), представляющего размышление Давида по поводу случившегося с ним, и в-третьих, на повод написания — предательство зифеев. Псалом написан тогда, когда Давид скрывался в пустыне Зиф на одной горе от преследовавшего его Саула. Последнему зифеи, с целью выслужиться пред ним, указали местопребывание Давида, куда и пошел Саул, а Давид принужден был бежать в пустыню Маон, отделявшуюся от войск Саула одним холмом. В это время Давид написал и известный нам Пс 21.
Господи! Спаси меня Твоею силою от врагов, ищущих моей жизни (3−5). Я верю, что Он защитит меня невинного (6−7) и за дарованное спасение я прославлю Его (8−9).
Пс 53:3. Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня.
«Именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди». Преследования Давида Саулом, как известно, были незаслуженны: Саул преследовал Давида за то, что видел в нем честолюбивого и счастливого соперника в искании престола, тогда как Давид таких замыслов не питал, а назначение на престол Еврейского царства получил от Бога. В силу последнего Давид и не предпринимает никаких средств борьбы с Саулом, но предоставляет свою жизнь воле Бога. Молитва Давида к Богу в данном случае имеет следующий смысл: спаси меня, Господи, так как моя гибель, как Твоего избранника, будет унижением Твоего имени, которое велико в глазах людей. «Суди Твоею силою» — прояви Твою силу сейчас, когда опасность велика и положение Твоего избранника кажется безвыходным.
Пс 53:5. ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.
«Чужие восстали... и сильные ищут души моей». — Поступок зифеев по отношению к Давиду отличался такой ненавистью, которая равняла их с чужими; т. е. с язычниками, врагами евреев; «сильные» — это воины Саула, с которыми он стоял недалеко от Давида. «Душу мою» — мою жизнь; враги стремились погубить Давида. — «Не имеют Бога пред собою». Враги Давида не думали о том, согласно ли с волей Бога такое преследование, право ли оно и заслуженно ли Давидом, а руководились посторонними и корыстными расчетами — желанием выслужиться пред Саулом.
Пс 53:7. Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их.
«Он воздаст за зло врагам». Давид верит, что Господь то зло, которое готовят ему враги, отвратит от него и пошлет его на врагов. — «Истиною Твоею истреби их» — так как Ты, Господи, любишь истину, а пред Тобою я прав, то, как покровитель истины, истреби врагов.
Пс 53:8. Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо,
Пс 53:9. ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.
«Прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо» — буду восхвалять Тебя, конечно, в молитвах и псалмах за ниспосланное мне добро. — «На врагов моих смотрело око мое». Простая помощь была оказана Давиду, так как Саул узнал о нападении на южные пределы своего государства филистимлян, вышел навстречу им и Давид мог не бежать от врагов, а смотреть, как они от него удаляются.