Деяния 16 глава

Деяния Святых Апостолов
Cовременный перевод WBTC → Комментарии Баркли

Cовременный перевод WBTC

1 Оттуда Павел пришёл в Дервию, а потом в Листру. Там был ученик по имени Тимофей. Он был сыном еврейки, женщины верующей, а отцом его был грек.
2 Братья в Листре и Иконии хорошо отзывались о нём.
3 Павел хотел, чтобы он отправился в путь вместе с ним. И потому он сделал ему обрезание, чтобы угодить тамошним иудеям, ибо все они знали, что отец его грек.
4 И проходя через города, они передали верующим законы, установленные апостолами и старейшинами в Иерусалиме, чтобы верующие следовали им.
5 Так церкви укреплялись в вере и возрастали численно с каждым днём.
6 Павел и те, кто был с ним, прошли через Фригию и Галатию, но Святой Дух не допустил их благовествовать в Азии.
7 Подойдя к границе Мисии, они пытались отправиться в Вифинию, но Дух Иисуса воспрепятствовал им.
8 Итак, миновав Мисию, они пришли в Троаду.
9 Той ночью Павлу было видение: какой-то человек из Македонии стоял и молил его, говоря: "Приди в Македонию и помоги нам!"
10 И после видения они тотчас же решили отправиться в Македонию, ибо заключили, что Бог призвал их принести им благую весть.
11 Мы отплыли из Троады и отправились прямым путём к острову Самофракия, на следующий день в Неаполь,
12 а оттуда в Филиппы, главный город той части Македонии, которая была Римской провинцией, и пробыли там несколько дней.
13 В субботу мы вышли за городские ворота к реке, где, как мы полагали, было место молитвы, сели и стали говорить с собравшимися там женщинами.
14 И была там женщина из города Фиатир по имени Лидия, торговавшая драгоценными тканями. Она почитала истинного Бога и, когда слушала Павла, Господь открыл её сердце, и она поверила словам Павла.
15 И после того как она и все её домашние приняли крещение, она попросила нас: "Если вы считаете меня истинно верующей в Господа, то остановитесь у меня в доме". И она убедила нас.
16 Случилось, что, когда мы шли на место молитвы, нам встретилась служанка, одержимая духом прорицания, которая предсказаниями будущего приносила немалый доход своим хозяевам.
17 Следуя за Павлом и за нами, она кричала: "Эти люди — слуги Бога Всевышнего! Они возвещают вам путь к спасению!
18 И она говорила это много дней. Но Павел, досадуя, повернулся и сказал духу, владевшему ею: "Приказываю тебе именем Иисуса Христа: выйди из неё!" И он вышел из неё в тот же миг.
19 Когда же хозяева её увидели, что исчезла надежда на доход, они схватили Павла и Силу и повели силой на рыночную площадь к властям.
20 И, приведя их к предводителям, сказали: "Эти люди евреи, и они будоражат наш город,
21 проповедуя обычаи, которые мы, римляне, не должны принимать или исполнять".
22 И народ также стал против Павла и Силы. А судьи, сорвав с них одежду, приказали их бить палками.
23 Нанеся им множество ударов, они бросили их в темницу и приказали стражу хорошо стеречь их.
24 Получив такой приказ, он заключил их в самое дальнее помещение в темнице и забил им ноги в колодки.
25 Около полуночи Павел и Сила молились и воспевали Бога, а другие узники слушали их.
26 Внезапно началось сильное землетрясение, так что даже основание темницы содрогнулось. Тотчас же все двери открылись, и со всех узников упали оковы.
27 Страж, проснувшись и увидев, что двери темницы открыты, выхватил меч и чуть было не убил себя, думая, что узники бежали.
28 Но Павел громко закричал: "Не причиняй себе вреда, ибо все мы здесь".
29 Послав за огнём, надзиратель вбежал туда, где были Павел и Сила и, дрожа от страха, упал перед ними ниц.
30 Затем он вывел их и сказал: "Государи мои, что мне делать, чтобы быть спасённым?"
31 Они же ответили: "Уверуй в Господа Иисуса, и спасён будешь и ты и дом твой".
32 И проповедовали ему и всем, кто был в его доме, слово Господа.
33 И он, взяв их в тот же час ночи, омыл их раны, и тут же был крещён, а также и все члены его семьи.
34 Приведя Павла и Силу в дом, он накормил их, и он и все домашние его радовались, что уверовали в Бога.
35 Когда наступило утро, предводители послали своих служителей сказать надзирателю: "Освободите этих людей".
36 И надзиратель передал эти слова Павлу: "Предводители прислали сказать, чтобы я отпустил вас; так выходите же теперь и ступайте с миром".
37 Но Павел сказал им: "Нас без суда всенародно били, несмотря на то, что мы римские граждане, и бросили в темницу. А теперь тайно хотят отправить нас прочь? Нет же, пусть придут и сами нас выведут".
38 Служители передали эти слова предводителям, и те испугались, услышав, что Павел и Сила римские граждане.
39 Они пришли и извинились перед ними и, выведя их из темницы, просили уйти из города.
40 Они же, выйдя из темницы, пошли домой к Лидии. Увидев там некоторых из братьев, они ободрили их и отправились в путь.

Комментарии Баркли

СЫН ПО ВЕРЕ (Деян 16:1−5)

Прошло пять лет с тех пор, как Павел проповедовал в Дервии и Листре, но, вернувшись туда, он, должно быть, обрадовался, потому что встретил там молодого человека, который стал очень дорог ему. Павел искал кого-то, кто бы занял место Марка. Он всегда сознавал необходимость обучать и подготавливать себе смену для продолжения и завершения работы в будущем. В молодом Тимофее он нашел как раз такого человека. На первый взгляд может показаться странным, что Павел обрезал Тимофея, так как недавно добился признания того, что это обрезание не является обязательным. Но дело в том, что Тимофей был иудеем, а Павел никогда не утверждал, что иудеи не должны быть обрезаны. Верующие из язычников были освобождены от некоторых норм иудейского образа жизни.

Собственно говоря, принимая Тимофея как иудея, Павел показал, насколько он освободился от уз иудейского образа мыслей. Тимофей — сын от смешанного брака. Правоверный иудей вообще отказался бы признать такой брак. Если бы девушка иудеянка вышла замуж за язычника, или же иудей женился на язычнице, правоверный иудей считал бы их погибшими. Причем это было настолько серьезно, что иногда действительно проводилось формальное погребение. Признав Тимофея иудеем от такого брака, Павел показал, насколько он отошел от национальных традиций и запретов.

Юноша Тимофей родился в хорошей семье. В духовном воспитании его особое участие имели мать и бабушка (2Тим 1:5). В будущем он часто выступает как вестник Павла (1Кор 4:17; 1Фес 3:2−6). Он был с Павлом в Риме, когда апостол был в тюрьме (Флп 1:1; Флп 2:19; Кол 1:1; Флм 1:1). Отношения Павла к Тимофею носили особый характер. В послании к Коринфянам (1Кор 4:17) Павел называет его своим возлюбленным и верным в Господе сыном. В послании к Филиппийцам он пишет, что не имеет никого равно усердного (Флп 3:19−20). Возможно, Что Павел видел в Тимофее продолжателя своего дела. Счастлив человек, который может видеть плоды своего учения в том, кто возьмет на себя труд, и продолжит великое служение.

БЛАГАЯ ВЕСТЬ ДОСТИГЛА ЕВРОПЫ (Деян 16:6−10)

В течение некоторого времени все пути, казалось были закрыты. Павлу могло показаться странным, что Дух Святой не допускает его в римскую провинцию Асию: в ней находились город Ефес и христиане семи церквей, которым написаны послания, содержащиеся в книге Откровений Иоанна Богослова. Каким образом Дух Святой наставил Павла? Он мог сделать это через слова пророка или через видение; а, может быть, через какое-то внутреннее и непреодолимое побуждение. Но, также может быть, что Павла удерживало от путешествия в эти города его слабое здоровье — результат постоянного терзания, причиняемого ему жалом в плоти его.

Вероятней эта версия становится и потому, что в стихе 10 внезапно, без всякого объяснения, Лука вдруг переходит к первому лицу множественного числа «мы». Это указывает нам на то, что при этом присутствовал сам Лука, был очевидцем событий и спутником Павла. Какова же причина его столь внезапного появления? Лука был врачом. Возможно, что он встретился с Павлом именно потому, что Павлу нужна была медицинская помощь. Болезнь мешала Павлу совершить предпринятого путешествия. Если это так, то можно предположить, что Павел рассматривал даже постигшие его слабость и страдания как ниспосланные Богом.

Видение Македонянина окончательно определило пути Павла. Кем был этот человек, явившийся Павлу в его видении? Некоторые полагают, что им мог быть Лука, потому что он мог происходить из Македонии. Иные же полагают, что вообще не следует ставить такой вопрос, потому что сны нельзя рационально объяснять. Но все же существует очень любопытная теория. Был такой человек, который завоевал мир, то есть Александр Македонский. Опять же можно предположить, что и вся ситуация, в которой оказался Павел, должна была вызвать в его уме Александра Македонского. Полное название Троады в то время было Троада Македонского. На другом берегу моря стоял город Филиппы, названный в честь Филиппа, отца Александра Македонского. Далее находился город Фессалоники, названный в честь сводной сестры Александра. Вся эта область дышала воспоминаниями об Александре Македонском, который заявил, что его цель в том, чтобы «обручить запад с Востоком», и, тем самым, сделать мир единым. И, если Павлу явилось видение Александра, завоевавшего весь мир, то это утвердило Павла в его стремлении объединить мир воедино во Христе.

ПЕРВАЯ НОВООБРАЩЕННАЯ ЕВРОПЫ (Деян 16:11−15)

Неаполь — в настоящее время Кавалла — был морским портом города Филиппы. Сам город имел обширную историю. Раньше он назывался Кренид, что значит «родник». Но Филипп Македонский, отец Александра, укрепил его для защиты от Фракийцев, и назвал его своим именем, Одно время этот город был известен своими золотыми приисками, но в эпоху Павла они уже были выработаны. Позже он стал местом одной из самых известных в мире битв, в результате которой Август завоевал Римскую империю.

Город Филиппы был римской колонией. Римские колонии обычно были стратегические центры. Римское правительство селило в них небольшие группы римских отставных солдат. Они носили римские мундиры, говорили по-латыни и подчинялись римским законам, независимо от того, где они жили. Как раз жители таких римских стратегических пунктов больше всех гордились римским гражданством.

В Филиппах не было синагоги, где бы Павел начинал свои проповеди. Но в таких местах были молитвенные дома, обычно находившиеся у реки. В субботу Павел и сопровождающие его направились туда и говорили с женщинами.

Чрезвычайно примечательна деятельность Павла в Филиппах с точки зрения разнообразного состава людей, обратившихся ко Христу. Лидия стояла наверху социальной лестницы: она торговала багряницею. Багряницу (багрян) собирали по каплям из раковин багрянки, и она была баснословно дорога: чтобы покрасить в пурпур 450 грамм шерсти нужно было заплатить за краску около 180 рублей. Но эта богатая женщина обратилась ко Христу.

Ее первым побуждением было предложить Павлу и его соработникам пожить у нее. Перечисляя душевные свойства христианина, Павел пишет, чтобы христиане ревновали о странноприимстве» (Рим 12:13). Когда Апостол Петр наставляет новообращенных христиан об их долге, он говорит: «Будьте страннолюбивы друг к другу без ропота» (1Пет 4:9). В доме христианина дверь всегда должна быть открыта.

ИЗГНАНИЕ БЕСА ИЗ ДЕВУШКИ-СЛУЖАНКИ (Деян 16:16−24)

Лидия происходила с верхних слоев социальной лестницы, а эта девушка-служанка — с самых нижних. Она была пифией, жрицей, обладающей способностью предсказывать будущее. Она была одержимой, а древний мир испытывал странное чувство уважения к юродивым, Потому что они считали, что боги отняли у них разум, чтобы дать им свой разум. У нее, может быть, был также дар чревовещания. Она попала в руки беспринципных людей, которые выгодно для себя использовали ее несчастье. Когда Павел освободил ее от одержимости, эти люди ощутили не радость от излечения служанки, а ярость потому что они утратили источник своих доходов. Это были хитрые люди, игравшие на естественном антисемитизме толпы, взывали к гражданской гордости жителей, что также было характерным для римской колонии, и преуспевали в своих стремлениях: Павел и Сила были арестованы. «по отношению к ним были приняты особые меры предосторожности: их посадили во внутреннюю темницу и ноги забили в колоду.

Ужас всего свершившегося заключается в том, что Павла и Силу арестовали и побили палками за свершение доброго дела. Как только христианство затрагивает закрепленные права имущих, оно испытывает неприятности. Люди всегда прибегают к оружию и насилию, если кто-то тронет их карман. Каждый человек, однако, должен задать себе вопрос: «Достойно ли я зарабатываю свои деньги? Получаю ли я их за свой труд, или же они получены от эксплуатации других людей?» Часто важнейшим препятствием на пути ко Христу является эгоизм людей.

ФИЛИППИЙСКИЙ ТЮРЕМНЫЙ СТОРОЖ (Деян 16:25−40)

Как мы уже видели. Лидия стояла на верху социальной лестницы, девушка-служанка принадлежала к самым низким слоям общества, а тюремный страж относился к состоятельному среднему классу, состоявшему на гражданской службе римского правительства. Поэтому, мы можем рассматривать этих троих как представителей всего тогдашнего общества.

Сперва посмотрим на место описанного действия. После молитвы Павла и Силы было землетрясение, дверь темницы запиралась деревянным брусом, просунутым в два отверстия. Подобным же образом были изготовлены колоды. Толчок землетрясения выбил брусья из гнезд и узники оказались освобожденными из колод, а двери темницы раскрытыми. Тюремной страж был готов покончить с собой, потому что по римскому праву тюремщик получал наказание, которое полагалось сбежавшему узнику.

Теперь посмотрим на участвующих лиц.

Прежде всего, посмотрим на Павла. В этом отрывке мы отмечаем три момента.

1) Он мог петь гимны во славу Господа в полночь, когда он был прочно закован в колоды во внутренней темнице. У христианина никогда нельзя отнять Бога и присутствие Иисуса Христа. Когда христианин с Богом, он свободен даже в тюрьме, и даже в полночь ему светло.

2) Он был готов отворить дверь спасения тюремному стражу, захлопнувшему за ним самим дверь темницы, Павел по натуре не был злопамятен. Он мог проповедовать слово Божие человеку, посадившему его в колоду.

3) Он мог держаться с большим достоинством. Он потребовал, чтобы с ним обращались как с римским гражданином. Бичевание римского гражданина каралось смертной казнью. Но Павел утверждал свое достоинство не ради себя лично, а ради христиан, которые оставались в Филиппах. Важно было, чтобы все видели, что у них есть влиятельные друзья.

Во-вторых, посмотрим на тюремного стража. Интересно отметить, что он сразу же на деле доказал искренность своего обращения. Едва обратился он ко Христу, как тут же омыл их раны и накормил их. Если христианство не делает человека благодарным — у него нет истинной веры. Если провозглашенное обращение сердца человеческого не подтверждается переменой в его деяниях — оно притворное, ханжеское обращение.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.